Словотворчество
РечьПоверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
...Так затевют ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом. (Б. Пастернак)
В последнее время Ире рамки общепринятого русского языка стали тесны. Ребенок вышел за рамки существующих норм и стал создавать свои собственные слова. Выглядит это довольно забавно. Например, мягкой книжке с окошками внутри Ира нашла новое применение - просовывает в окошки руку, получается что-то вроде муфты. Дальше Иришка придумала название этой конструкции - апстан. "Ира, а что такое апстан?" - "Ну это чтобы пчелы не покусали" ))) Пчеловоды, берите на заметку ноу-хау ))
Другое слово, которое недавно родилось из уст ребенка - тенева. Если вы не знаете, что это такое, то объясню, как понял со слов Иришки: тенева - это такое блюдо, готовится из яблок, морковки и вина. На вопрос, что это - первое, второе, десерт или салат - Ира ответила, что это второе. Мамам неедяк рекомендую ))
А кроме того, Иришка в последнее время креативит какие-то стихи собственного содержания на своем, иришкином языке. Этот язык похож на русский, иногда даже проскальзывают знакомые, но почему-то всегда немного исковерканные слова, а чаще это вообще набор междометий типа -ки, -ка, -ти, -да, -апа и т.д. Но зато форма явно превалирует над содержанием - декламируя, Ира четко задает стихотворный размер и его придерживается. К сожалению, пока не удалось отловить этот момент с камерой - а поди попробуй поймай вдохновение ))) Но если получится, обязательно поделюсь. Иногда это целые "поэмы" в 6-7 строф, как правило, хореем. Это очень напоминает то, что описывает Чуковский:
"Детское стихотворство - признак избытка играющих сил. Оно - явление того же порядка, как кувыркание или махание руками. Печальный, хилый или сонный ребенок не создаст ни одного стиха. Для того чтобы стать поэтом, младенцу нужно испытывать то, что называется "телячьим восторгом". Ранней весной на зеленой траве, когда дети шалеют от ветра и солнца, им случается по целым часам изливать свою экзальтацию в стихах. Как всякие стихи, порожденные экзальтированной пляской, эти стихи часто бывают бессмысленными, ибо исполняют главным образом функцию музыки...
О тяготении маленьких детей к звуковым арабескам, имеющим чисто орнаментальный характер, я впервые узнал из биографии Пушкина. У его приятеля Дельвига был брат, семилетний Ваня, которого Дельвиг называл почему-то романтиком. Услыхав, что Ваня уже сочиняет стихи, Пушкин пожелал познакомиться с ним, и маленький поэт, не конфузясь, внятно произнес, положив обе руки в руки Пушкина:
Индиянда, Индиянда, Индия!
Индияди, Индияди, Индия!
Александр Сергеевич, погладив поэта по голове, поцеловал его и сказал:
- Он точно романтик...
...Это бывает чуть не с каждым ребенком, о чем свидетельствуют все дневники матерей и отцов, где, как мы только что видели, регистрируются всевозможные "мунды-карамунды" и "вальчи-небальчи", в изобилии творимые детьми преддошкольного возраста.
Этой склонности малых ребят упиваться звонкими созвучиями вполне соответствуют многие детские песни в русском, сербском, чешском, грузинском, шведском, финском, английском фольклоре." ("От двух до пяти")