"111 баек для детских психологов." "Курочка Ряба"
Часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа...
Жили были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет:"Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое ".
Трудно найти человека, который не знал бы эту сказку. А теперь несколько вопросов:
-Дед и Баба хотели разбить яйцо?
-Если хотели, то почему плакали?
-Почему не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
-Что было в яичке, когда оно разбилось?
-Как часто вы задумываетесь над ситуацией, когда читаете сказку ребенку?
-Зачем вы читаете именно эту сказку, если она полна противоречий?
Большинство из вас скажут, что никогда не задумывались над содержанием сказки. Некоторые скажут, что их всегда смущало ее содержание, но добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения.
Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: "Из тебя ничего не получится" или "Ты вырастешь, будешь много трудиться и достигнешь всего, чего захотешь" Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет и формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.
Этот вариант "Курочки Рябы" появился в 19 веке, когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А.Н.Афанасьева "Русские народные сказки" [3]. При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко, (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо, колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие в разных версиях сказки, повесилиь или утопились.
Теперь о чем же говорит сказка:
Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда раньше не встречались. (Яйцо во многих культурах - символ рождения чего-то). Старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни не сталкивались. А ведь можно было бы подождать, отложить, посмотреть, что из него вылупиться. Но они торопятся новое уничтожить. И здесь появляется Мышь. Мышь, как архетип, заместитель Бога. Т.е. тот кто дал, тот и забирает то, с чем люди не умеют обращяться. НО! В сказке есть третий архетип. Кто???
Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот это Некто говорит вам: "С этого мгновения в твоей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повтрение того, что ты уже испытал. Никогда ничего нового. Вечный круговорот повторяющихся событий".
Скорее всего вы испытали страх, вам стало неприятно и плохо. Именно сейчас вы почувствоали реальность в себе самом самого главного архетипа - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что не сегодня, то завтра, не завтра, так послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но одля каждого оно крайне притягательно. (Теперь понятно, почему это событие камня на камне не оставило???)
Есть одно отличие русского архетипа Чуда от подобного архетипа в других народов (а оно есть у всех, т.к. именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит "на халяву", поскольку наши русские сказки рассказывают о том, как чудо происходит безо всякого усилий с нашей стороны. Поговорите с вашим ребенком, что чудо произойдет и с ним, и с любым другим человеком, но не просто так, а благодаря работе.
Личный совет: обсуждайте с малышом сказки. Рассуждая, ребенок, возможно, найдет ответы на вопросы, возникшие к сюжету. Он будет не запоминать их машинально, как, возможно, вы когда-то, а вынесет какой-то урок.
Подумайте о том, какие сказки вы читаете своему малышу. И от этого тоже зависит его будущее!