чему учат в школе
раннее развитиеТо есть не в школе, а в развивательных центрах для малышей.
Цвета, фигуры, буквы, числа. Намазывать клеем и приклеивать. Раскрашивать. Лепить по шаблону. Это, кажется, основное. Давайте подумаем: основное ли это? нужная ли это информация?

Ребенок считается "развитым", если он распознает символы чтения, символы счета. Речь идет о детях от года до трех. Так ли необходимы этим малышам эти символы? Как именно эту информацию маленькому ребенку применить в свей жизни? Я вижу единственный профит в раннем изучении чтения или любых других символов: это дает ребенку некоторую фору в будущем, потому что символы остаются в памяти и возможно, некоторые дети научатся читать технически быстрее, чем остальные.
Цифры? Только мешают количественому восприятию. Потому что "четыре" - это не символ, это четыре предмета, которые неплохо бы себе представить. Или изучить на счетном материале, потому что дети думают руками.
Я знаю, что малыши умеют обращаться с абстрацией, что у младенцев есть задатки логического мышления. Только проблема в том, что мы используем их вдаль, а не вглубь. Отчего-то вслед за Доманом, которого захватывает идея трехлетки, извлекающего квадратный корень, ринулась целая толпа родителей. Признаюсь, я тоже в свое время туда ринулась. К счастью, я очень быстро поняла, что домановскую программу нельзя использовать целиком, и стала ее адаптировать для своих детей, а позже- и для учеников..
Что предлагает домановская программа по интеллектуальному развитию? голимый счет, абстрактные слова, заведомо бедные картинки. Метод зомбирования. Метод классификации - еще один обязательный пункт в современном раннем развитии. Ребенок должен выучить, что машина и паровоз- это транспорт, а пианино и балалайка- музыкальные инструменты. Это пустая, никчемная информация. Она не имеет своего логического продолжения, кроме как в задачках психометрического типа.
Чему же можно действительно учить маленького ребенка? Покажите ему окружающий мир. по возможности- вживую. Машины- да вот же они, и настоящие, и игрушечные. Их можно потрогать, в них можно поиграть. Они наверное умеют разговаривать? :) Про них есть книжки и сказки! Музыкальные инструменты - это прежде всего музыка, и наверняка у вас есть возможность показать их живьем. Так чтоб можно было потрогать. Или даже поиграть. И наверняка- послушать, с вашими комментариями, играми, с движением.
Развитый ребенок- это ребенок не просто знающий, это ребенок, у которого есть свое собственное мнение, у которого развита фантазия и воображение, который из сподручного материала начинает творить свое.
С цветами все ясно, это творчество. Давайте рисовать! Не учите рисовать, просто рисуйте. На свете есть мелки, карандаши, краски, гуашь, акварель, белая, черная , цветная и фактурная бумага, пластилин, глина и соленое тесто. Важно только свободное творчество, только процесс. Результат всегда прекрасен, он висит на стене и радует родителей. Каким бы аляпистым он ни был.
Раскрашивание, рисование и лепка по шаблонам популярны у тех родителей, кто ориентирует детей на конечный результат, тем самым извлекая ребенка из самого важного, - из творческого процесса. Раскраски , по моему мнению, не имеют смысла до почти школьного возраста- и то, они не всем детям нравятся, и представляют собой крайне нудное и воспитывающее усидчивость занятие, "готовят руку к письму", как любят говорить педагоги. Раскраски совершенно бессмысленны, пока ребенок моторит и не способен выполнять штриховку. Шаблоны, трафареты, раскраски, готовые образы - просто убийцы времени. С их помощью можно воспитать хорошего "исполнителя", но не творческую личность. Если давать ребенку достаточное количество шаблонов, то в какой-то момент ребенок и будет способен воспроизвести по памяти или скомпоновать образ из ранее предложенного. Но это не творчество, это лишь техническая выборка из имеющихся средств.
Про математику хочется промолчать. Как будто не существует интересных логических игр, мозаики, симметрии и асимметрии, геометрических паттернов, топологических приложений и массы других полезнейших и развивающих вещей? Нет, все уперлись в эти цифры и фигуры.
Есть такая программа по математике, так называемый "сингапурский метод". В Сингапуре, кстати, держат первое место по математическому образованию в мире. Он основывается на исследовательской деятельности. Любой параграф по математике - это тема для исследования. Детям выдается масса прикладных материалов для раздумий и выводов. Очень действенный метод, и очень правильный, с моей точки зрения. Не абстракция, а прикладные материалы - это и с малышами работает.
Продолжение следует.
про математику (алгебру) так вообще слов нет... терпеть ее немогла за оторванность от жизни, пока в своей собственной области науки не пришлось с ней сталкнуться.... а вот геометрию обожала )))
замечательно написано,Катя!Вы не читали книгу "Саммерхилл-воспитание свободой" А.Нилла?Думаю,Вам было бы оч интересно ее прочесть(и не только Вам))))