Заставлять или оставить в покое?
Прежде, чем порассуждать на эту тему, хочу подтвердить свою «экспертность» в этом вопросе. У меня в течение 4 лет была небольшая школа английского языка. Там училось около 80 учеников от 6 до 15 лет, которых я знала поименно, знала их таланты и слабые стороны. Я сама в детстве была «очень образована» благодаря моей маме: училась сразу на 2 отделениях музыкальной школы (хореографии и фортепиано), видела там много разных детей тоже. Мне есть о чем сказать по теме дополнительных занятий деток.
Как часто мы видим ситуации, когда талантливый ребенок перестает заниматься в кружке или в секции. Последствия этого знаете сами:
Причины обычно такие:
1. Лень родителям. Это я ставлю причиной №1.
· Лень водить/ездить
· Лень дополнительно заниматься/делать еще уроки
· Лень договориться с нянями/бабушками, соседями, подругами и т.п., чтобы помогли водить.
На последнем остановлюсь подробнее. Многие родители говорят, что водили бы ребенка в кружок или в секцию, но нет времени, не успевают с работы и т.п. Я считаю это отмазкой, т.к. если действительно нужно было бы, они бы нашли выход. Со мной в музыкалке училась девочка, которую все время приводил кто-то другой: мама, бабушка, папа. Бывало, что приведет папа, а заберет домой уже бабушка. Им было НАДО. Они вместе искали выход.
Также знаю девушку, которая договорилась с другой мамой, и они водили детей по очереди, т.к. обеим было сложно каждый раз отпрашиваться с работы.
Короче, вариантов масса! Было бы желание.
Моя мама, поскольку всегда меня везде учила, тоже многих родителей повидала. Она всегда говорит: «Это не дети не хотят заниматься, а родителям лень». Она часто вспоминает случай, когда со мной училась девочка, у которой от природы были все данные стать профессиональной балериной: выворотность стоп, гибкость, легкость, желание (главное!). На нее все педагоги смотрели с восхищением – у нее было все! Но они перестали заниматься, т.к. ее мама сказала: «Я и так на работе устаю, еще и сюда водить надо!»… обидно..
2. Лень ребенку или политика «Я не хочу его заставлять, он сам выберет»
Имея большой опыт работы с детьми, я твердо заявляю: ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ РАНО ИЛИ ПОЗДНО БУДЕТ ЛЕНЬ ДЕЛАТЬ ЧТО УГОДНО. Даже посадите его играть в компьютер, он не будет играть в одну и ту же игру месяцами – надоест! Да и просто захочет иногда и побегать – поиграть без компьютера.
Поэтому, я считаю, что родителям важно проявлять настойчивость и другие методы воздействия на ребенка (уговоры, разговоры, объяснения, иногда и настаивание), чтобы он не пропустил занятие. Мне было очень жаль действительно талантливых в иностранных языках детей, которые весной не захотели пойти на 1 час на занятие, а решили поиграть с друзьями на улице (могли бы и после занятия это делать легко).
А родители при этом выбрали политику: «Ну он не хочет! Я же не могу его заставить!» А кто тогда это сделает???
И ребенок 1 раз пропустил занятие, второй, третий и все!! уже его не вернешь (((
Поверьте, если не вы, то телевизор, сверстники, сомнительные авторитеты сделают это за вас - поставят ему цели, не всегда хорошие и полезные.
У ребенка есть особенность: он не умеет мыслить стратегически, т.е. долгосрочно. Он не видит, зачем ему все это обучение (это работа родителей). Он сиюминутен, спонтанен. Что сейчас захотел, то и правильно! А к чему это приведет через 1 год, 5 лет и т.п., он не видит. И родители нарушают «Закон Джунглей» (люблю доктора Комаровского, его фраза) – стадо идет за детенышем, а не наоборот.
К чему политика «Ну он же не хочет! Я не хочу его заставлять! Он сам выберет, чем ему нравится заниматься» - приводит понятно к чему? Я видела много примеров ничем не увлеченных детей, которые выбирают сами курить, бухать и играть только в компьютер.
Другая крайность. Родители пережимают…
Но ведь много примеров, как родители из-под палки заставляли ребенка играть на пианино, и он до сих пор терпеть не может музыку в любом проявлении и т.п. Я тоже знаю такие примеры.
Здесь родители ставят свои амбиции и желания впереди ребенка:
· «Я не могла заниматься танцами, а ты будешь»
· «У нас в семье все заканчивали музыкальную школу, ты не исключение»
· «Меня не простят бабушки/дедушки, если я не отдам тебя в секцию/рисование»
Каждая семья выбирает свое.
Я не претендую, что мое решение правильное, но все-таки изложу, к чему за эти годы пришла я.
Мое решение
1. С ребенком чем-то помимо школы и садика надо чем-то заниматься обязательно. Это и про кругозор, и про трудолюбие, и про умение достигать чего-то в жизни (конкурсы, соревнования, победы, поражения).
2. До 7-10 лет, я думаю, что надо с ребенком заниматься разными видами искусств. Попробовать его в танцах, плавании, рисовании, лепке, актерстве, разных видах спорта. Не просто сходить на 1 занятие. А позаниматься минимум 2-3 месяца регулярно, только так можно понять, есть тут у ребенка способности или реально нет. Дело тут даже не в деньгах на кружки, есть масса бесплатного или недорогого. Надо просто найти хороших педагогов. Иногда это нелегко, но это и есть работа «быть родителем» - искать возможности.
3. Если ребенок не хочет куда-то ходить:
· Горят глаза или нет. Надо попроситься у педагогов на пару занятий, посидеть, посмотреть в сторонке. Надо увидеть, у ребенка горят глаза или нет. Он вовлечен в процесс или ему все равно. Ему нравится все это или нет. То, что ребенок говорит вам дома – это другая история. Надо смотреть на него в процессе – там, в зале, в классе, он НЕ ВРЕТ! Если даже он 1 занятие будет изображать что-то, то на втором точно правду покажет. Поэтому для точности раза 2 минимум надо сходить самим родителям.
Одна мамочка поделилась своей историей: дочка 11 лет перестала хотеть заниматься тхэквондо. Она сходила на занятие – ребенок там просто в восторге прыгает все занятие. Ей нравится. Просто когда она дома, ей становится лень. Еще в этом возрасте подростки проверяют «на вшивость» родителей в твердости их позиции (это другая история). Теперь эта мама учится договариваться с дочкой по-другому, но на занятиях она настаивает.
· Что говорят педагоги. Это обязательно: нужно проконсультироваться с педагогом. Поскольку мы к плохому педагогу не отправим дите, то нужно ему доверять. Через него прошло много таких детей. Он видел много разных историй. Доверьтесь ему, поговорите, объясните ситуацию и спросите, как, по его мнению, у ребенка дела. Стоит ли продолжать, есть ли у него способности, не тянем ли мы его «за уши» и т.п. В большинстве случаев, педагоги честно все говорят (даже на платных занятиях): получается у ребенка или нет. Поговорите с педагогом о его, ребенка, будущем. Посоветуйтесь.
После такого разговора вам будет понятнее истинное положение вещей. Может, стоит не бросать занятия, или вовсе педагога сменить.
· Что видим мы, родители. Нужно прислушаться к себе, как вам кажется, честно перед собой – кому-то лень или реально не нужно… Бывает, что ребенок просто зеркалит сомнения родителей: они не хотят водить, устают, не могут организовать все, ребенок просто реагирует на это. Надо просто разобраться.
Я вижу 2 варианта итога всего:
1. Если мы были не чутки к ребенку, если ваши цели были выше целей ребенка, если мы не прислушались к способностям и целям ребенка, а настаивали на своем, если мы не проверили все эти вещи (см. выше), то ребенок будет обвинять, что делал все, как ему говорили, будет протестовать, будет не любить то, чем занимался.
2. Если мы разделили свои амбиции и способности ребенка (это разное), если мы не настаивали на пути для ребенка, а помогли ему определиться и дали возможность развить способности, то ребенок будет нам благодарен и скажет "спасибо, что заставляли". За терпение и поддержку, потому что он многому научится, это пригодится ему в жизни, он будет уметь много чего делать и будет гордиться этим.
Кстати, спасибо моей маме! ))) очень благодарна за ее труд, терпение. За то, что находила любые возможности оплачивать, возить далеко, забирать и т.п. Благодаря моим навыкам, у меня очень интересная жизнь, масса друзей в разных сферах. СПАСИБО, МАМА!
Желаю всем благодарных детей и веселого обучения всему хорошему!