Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Пущино Россия
Поделилась постом 14 августа 2015, 09:03

Наконец-то я созрела написать и заодно структурировать в голове все материалы и игры по обучению чтению. Дочке 4 года. Учеба - Раздел интересной информации - Каталог файлов - Интересное

Как вы знаете (кто читает меня) мы пытались учиться читать по Доману. Букварь Эльвира любит до сих пор (нежно и трепетно) и всегда готова была по нему заниматься. Поэтому когда мы прошли его несколько раз - я добавила чтение. К нему любви не возникло и мне сильно много нужно было времени тратить на подготовку (помимо того что мы занимались ещё кучей других игр-занятий) и мы его убрали и отложили.

С 1г и 8 мес дочка ходила на занятия в Бэби-клуб и там периодически использовали кубики Зайцева, я тоже их использовала в наших играх - не навязчиво и играючи.

Затем у нас появился говорящий плакат Азбука и магнитная азбука - на плакате дочка нажимала кнопочки и получала удовольствие (в режиме звуков конечно),Электронный плакат а из магнитной азбуки мы складывали слова на холодильнике. фото «азбука»

Потом мы собирали Азбуку и просто читали книжечки (не выполняя задания в тетрадках), играли немного с Бураковым (я предлагала игры с ним вместо тетрадей от азбуки.

И конечно читали Букваренка Юдина.

Таким образом к трем годам дочка знает все буквы, и половину из них может писать. Но читать - нет. При этом я пишу ей на компе слова - мама, папа, Юля, Денис и пр. и она эти слова читает! Я ей показываю короткие слова из Букваря от умницы- и она их тоже читает. Но не знакомые слова - нет! Тогда я понимаю что методики РР нам уже не подходят и мы можем осознанно учиться читать (и писать). Таким образом перелопатив инет и проконсультировавшись с логопедом - я приняла решение попробовать классику - Букварь Жуковой.

Логопед (мы не занимались с логопедом - нам не нужно, просто знакомая) посоветовала нам чудесный букварь Нищевой (в лабиринте) но он в основном на фонематическое восприятие а не на соединение букв в слоги и слова, поэтому я его не использую т.к. с определением первой, последней и промежуточных букв на слух - у нас хорошее.

Итак, по Жуковой мы отлично научились соединять буквы в слоги. Конечно не только по ней одной. Использовали мы еще книжечку Фединых (у меня есть не очень качественный скан - делала для себя. Если нужно могу выслать) и играли в словесные игры.

Я говорила дочке две буквы, а она на слух произносила слог. Например, А Р (отдельно каждый звук). Эльвира - АР (слитно).

Дочка в Word писала буквы (печатала), а я ей их читала. Любую билиберду!) Это весело))) И мы таким образом научились немного писать простых слов)

И у нас возникла другая проблема - я поняла что Эльвира легко соединяет буквы в слоги или читает короткие слова (кот, дом, ванна, мыло, стол и пр.) при условии что она ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОМНИТ букву. И проведя пару тестов я поняла, что далеко не все буквы она так помнит (т.е. когда ей показываешь отдельно букву (любую) - она легко её произносит, но как только это происходит в слове, где нужно эту букву соединить с другой - она не помнит её название. И как только я произношу название вызвавшей сомнение буквы - она произносит слог).

Я решила снова поиграть в буквы - мы не повторяем буквы А О У Э П М , но дочка точно забывает двузвучные буквы и те которые меняются при составлении слога. Например, Л Е Эльвира говорит ЛЬЕ, а не ЛЭ (потому что в слоге Е произносится как Э). Так же происходит с буквами Ю, Я, Й и т.п. Эти буквы мы обыгрываем... понимание придет). Так же при чтении-составлении слов есть проблема с Ь и Ъ знаком. Так же обыгрываем.

Я говорю твердый звук грубым громким голосом, а Эльф произносит мягкий звук -нежным тонким голосом. И наоборот. Когда дойдет до автоматизма - будет легко читать)

Также мы лепим буквы, придумываем про них рассказы, пишем буквы и пр. и пр. Например так.

Игры на отработку чтения-составления слогов и коротких слов.

Сейчас я приобрела по совету одной чудо-девушки (Ириша спасибо!) пособие Русский язык для малышей - это огромная книга!!!! Я даже удивилась размерам! В ней много заданий для изучения букв (звуков) и плавный переход к чтению.

Книжка От Буквы к книге - Пырг-скок очень мне нравится! Используем и её для занятий.

Еще есть супер дешевая и чудесная книжка Как научить вашего ребенка читать. Там отличная методика для соединения слогов! Особенно понравится мальчикам или любителям паровозиков)))

Есть книжечки с наклейками Земцовой Почитай-ка! 4-5 лет 2-3 года - дочка книжку делает за раз (задания я ей читаю -но не все) Некоторые она сама догадывается что сделать. Это в общем больше полезная развлекуха!)

Много тоненьких тетрадок типа такой - отлично идут в ожидании пока греется обед;)

Конечно, я делаю много наколенных заданий на чтение. Например здесь квест описан. Здесь описан лабиринт по буквам, но такого плана я делаю и на чтение слогов. Также стараюсь обращать внимание дочки на любые слова, чтоб она сама их прочитала (например для братика;)))

Еще сделала ей супер игруху на чтение - морской бой. Интересно и весело.

Все вышеописанные пособия подходят именно нам! Так как дочка ЛЮБИТ выполнять ПЕЧАТНЫЕ задания, на слух определяет расположение в слове любого звука и выговаривает все буквы!! Если ваш ребенок этого не любит, или не может определить на слух где какая буква в слове, или есть логопедические проблемы - то я бы обратила большее внимание на логопедию и фонематику) имхо!

Теперь хочу купить несколько игр настольных на чтение (в процессе выбора) и книги для самого первого чтения! Но это уже отдельная история!)

PS: если вы знаете устные игры для обучения чтению - посоветуйте!) буду рада) А то жалко времени потраченного впустую пока идешь домой или чего-то ждешь))))

Майя
Комментировать

Комментарии

AYGUL 8 мая 2016, 09:13
Россия, Уфа

"Использовали мы еще книжечку Фединых (у меня есть не очень качественный скан - делала для себя. Если нужно могу выслать)" Буду благодарна если вышлите aigulya81@mail.ru

Ответить
Ирина 20 мая 2015, 14:21
Кипр, Лимассол

как я и говорила пока я собиручь посты свои написать Эльвира уже читать научиться! скинь мне фединых пжл. показать тебе нашу карточную игру на слоги? она гораздо проще чем морской бой, но азартная и быстрая.

Ответить
Россия, Москва
что за вопросы то? ну естестенно показать! Федины на почте у тебя)
Ответить
Россия, Ухта
Майя! Спасибо за пост! Я поседела, пока решила по какой методике учить буду. В итоге.... Жукова))) ну все мои коллеги за нее. А меня что-то на Зайцева тянуло (меня по его методике обучала мама). Короче, я как старперка - Жукова и Метлина с Гербовой))))) Спасибо за пост!!!! Все перечитаю позже внимателтно . Вы использовали магнитную азбуку именно от ЭКСМО?
Ответить
Россия, Москва
нее у нас обычная магнитная в магазе первом попавшемся купленная
Ответить
Россия, Раменское

Очень интересно! Спасибо за ссылочки!

Эльвирочку с Днем Рождения!!!

Ответить
Россия, Москва
Спасибо Лен! Мне вообще не за что)
Ответить
Оксана 14 мая 2015, 15:25
Россия, Барнаул
Большое спасибо за такой развернутый и содержательный пост, для нас эта тема очень актуальна.Обязательно попробуем предложенные вами книги. У нас проблема такая, буквы все помнит, слоги складывает, а вот все слово собрать не может, помнит только последний слог. 
Ответить
Россия, Москва
ну мне кажется это тоже нормально))) долго читает слоги.
давайте слова покороче и тренировка тренировка тренировка)))
Ответить
Оксана 15 мая 2015, 06:08
Россия, Барнаул

Спасибо, так пока и делаем

Ответить
Россия, Москва

Мы выучили все буквы в 2 года, причем была инициатива ребенка. Он нас заставлял и быстро освоил. Но в три начал забывать, видимо интерес пропал. Стала поддерживать интерес, стал вспоминать буквы. Сейчас все помнит. Стала потихоньку учить читать, но идет туго. Все буквы в слове проговаривает, а слово — не получается. В итоге сейчас начинаю с ним читать слова так: тянем первую букву, пока не проговорим вторую, потом слог тянем, присоединяем третью букву и т.д. Ну и выбираем небольшие слова, чтобы у самого получалось, ведь как только у самого получиться, сразу интерес просыпается, мотивирует. Заметила еще одну вещь: если книга меняется, меняется шрифт, может и не узнать букву. То есть если выучил печатную, то прописную может и не различить. Стали еще разные шрифты просматривать. У вас такого не было?

Ответить
Россия, Москва
я изначально даю разные шрифты и она знает как выглядят прописные буквы
Ответить
Россия, Москва

Май, у нас вот буквы отложились в 2,2 и все знает, помнит, не путает. Но...упорно не хочет слитно читать. именно их соединить. Т.е А и Р (И не говорю) она сложит, и все остальное сложит в слог, но как только видит их, то быстро сваливает или говорит отдельно А,Р и только потом АР. И также  например Ло-ТО. Читает по буквам Л,О,Т,О и на выходе выдает лото. Вот как ту быть?

Ответить
Россия, Москва

моя тоже так периодически читает))) все буквы проговорит а слово то не выходит....

нам в этом плане помог букварь Жуковой. И плюс я объясняю что слово состоит из слогов! и когда сама задания пишу — то подчеркиваю слоги дугой — чтоб она понимала, что это читается слитно.

А в букваре такая метода — тянем первую букву пока не произнесем вторую. Например, ррррррре — кккккккка. река! Нам помогло.

И если начинает по буквам читать — говорю что это слог. читаем слитно.

Ответить
Россия, Москва

этот букварь у меня еще от первой. ВОт автора надо посмотреть. Но что то Жуковой я там не видела. Может где то мелким шрифтом. У вас точно переиздание.  Да и с карточками по конате на сближение носилась и пели....не то что плохо...пока отступилась. Немного позже. Бывает так, вдруг что то щелкнет.

Ответить
Россия, Москва
да-да! щелчок по любому должен быть!
конечно переиздание, но н всегда был Жуковой Надежды
Ответить
Спасибо. Мы сейчас учимся складывать буквы в слоги. Пригодится.
Про морской бой я не поняла — в чем там смысл?
Ответить
Россия, Москва
ну во первых ре переписывает буквы с доски (условно назовем мое поле так) к себе — тренировка навыков письме, умение переписывать с образца (для школы важно!) и самое важное чтение слога!
Далее составляем из открытых слогов слово — фантазия) и тренировка составления слов из слогов.
То же самое можно сделать с буквами — открывать буквы и составлять слоги.
А позже открывать слова и составлять предложения)
и все это в форме игры) по моему здорово!)
Ответить
Понятно. Я подумала, что игра учить складывать буквы в слоги. Значит нам на будущее
Ответить
Россия, Москва
можно и буквы в слоги) это ж как удобно)
Ответить

У Ксюши пока так не получается — увидеть две буквы и соединить их. Только если за мной повторит. Я ищу, как ей объяснить, что их надо вместе произносить

Ответить
Россия, Москва
нам вариант Жуковой подошел и вот игры на слух) удачи!!!
Ответить