Второй год жизни. Сенсорика.
Cенсорика ВенгераВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.
На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши
разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже
существенную роль играет авто дидактизм. Ребенок подолгу манипулирует
предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и
др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к
предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму
вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. Предварительное
примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка. 
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.
Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой - большие и т. п. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий.
Материал. Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик и шарик для проталкивания в соответствующие отверстия. Размеры кубика 4,4 X 4,4 X 4,4 см. Диаметр шара 4,5 см. Размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара . Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.
Руководство. Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем он предлагает детям обвести рукой сначала круглое, а затем квадратное отверстие, поясняя при этом, что они разные: вот такое и вот такое. Важно, чтобы слова «вот такое» и «вот такое» произносились одновременно с жестом, обводящим форму отверстий.
После того как дети рассмотрят отверстия в коробке, воспитатель показывает им шарик и объясняет, что этот шарик можно опустить в окошко. Затем педагог предлагает воспитанникам поискать то окошко, в которое можно опустить шарик. Момент исчезновения шарика в отверстии взрослый сопровождает радостными словами: «Нет шарика!», вызывая у детей эмоционально положительный отклик.
Затем воспитатель показывает детям кубик и поясняет, что для него тоже есть свое окошко, и предлагает посмотреть, где такое окошко. Вместе с детьми он опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у детей эмоционально положительный отклик при исчезновении игрушки.
Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко. Прежде чем дать шарик в руки ребенку, он спрашивает малыша, в какое окошко он опустит шарик, потом дает ребенку игрушку для опускания. Только после предварительного объяснения задания и выяснения, насколько дети его поняли, воспитатель дает каждому ребенку по коробке и предметы для опускания в нее. Коробка ставится перед ребенком таким образом, чтобы круглое отверстие находилось справа. В руку ребенку сначала дается шарик. Учитывая, что у большинства детей проявляется феномен праворукости, когда ребенок действует правой рукой и опускает предмет в правое крайнее отверстие, можно заранее рассчитывать, что все воспитанники при такой подаче материала выполнят задание правильно. Это необходимо для создания у детей эмоционально положительного отношения к занятию.
После того как дети опустят в круглое отверстие по шарику, им предлагаются кубики. Малыши могут пытаться опустить кубик в круглое отверстие, но при правильном подборе материала срабатывает автодидактизм пособия и кубик не проходит в круглое отверстие. Если ребенок не может найти нужного ракурса кубика при проталкивании в соответствующее отверстие, взрослый помогает ему, беря своей рукой руку малыша и придавая ей нужное положение. Таким образом воспитатель вместе с ребенком проталкивает кубик в отверстие данной формы.
На одном занятии дети могут выполнить задание два-три раза. При повторном выполнении задания положение коробки меняют таким образом, чтобы круглое отверстие находилось на этот раз слева. Ребенку при этом лучше предлагать вначале кубик.
Дети могут выполнять задание сначала неправильно, т. е. они будут пытаться проталкивать шарик в квадратное отверстие, а кубик в круглое. Воспитатель спокойно объясняет: «Это не то окошко, посмотри, где другое, куда надо опустить игрушку».
Постепенно малыши начнут предварительно примеривать каждый конкретный предмет к отверстию, не пытаясь непременно его втолкнуть туда. В дальнейшем дети без предварительного примеривания, только на глаз, будут определять идентичность формы каждого предмета и соответствующего отверстия.
Задание может считаться успешно выполненным в том случае, если ребенок самостоятельно устанавливает идентичность формы предмета и отверстия на глаз или с предварительным примериванием при различных вариантах положения коробки, когда отверстия будут находиться от него и справа и слева.
Закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной деятельности. С этой целью полезно использовать те же дидактические пособия. Основным условием для этого является самостоятельное проявление интереса детей к дидактическому материалу.
Продолжительность игры-занятия составляет 5-8 минут.
Нанизывание больших и маленьких колец на стержень
Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».
Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5 см, маленького 3 см (рис. 9).
Руководство. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».
Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.
Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.
Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания старшим детям предлагают усложненные варианты. Они могут выбирать большие из перемешанных колец разного размера.
Можно заниматься с двумя детьми одновременно. Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.
Примечание. Для закрепления знаний детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.
Складывание двухместной матрешки
Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».
Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая
Руководство. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.
Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуй слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.
Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.
Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.
Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).
В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ».
Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут.
Примечание. В самостоятельных играх дидактический материал способствует решению тех же задач.
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».
Материал. Деревянные круги и квадраты двух размеров: из расчета по пять больших и по пять маленьких на одного ребенка . Форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми. Разница предметов по величине может достигать 1,5 см, но маленький предмет должен быть не менее 3 см. Диаметр маленького круга составляет 3 см, высота 1,5 см. Диаметр большого круга равен 4,5, высота 1,5 см. Стороны малого квадрата равны 3 см, большого - 4,5 см. Высота обоих квадратов равна 1,5 см. Дополнительно могут использоваться две полоски плотной белой бумаги шириной 3 и 4,5 см.
Руководство. Воспитатель показывает детям пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет, что они разные - большие и маленькие. Затем показывает круги поочередно, сначала маленький кружок, и говорит, что есть круги такие и вот такие, при этом он показывает большой кружок. Поясняет, что маленькие кружочки он будет класть в одну сторону, а большие - в другую, на соответствующих дорожках (полосках бумаги).
Сначала педагог выполняет действие сам, спрашивая детей, куда положить такой (большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладывает маленький кружок вплотную к такому же и говорит, что они одинаковые. Таким образом воспитатель раскладывает две пары кружков.
При сортировке третьей пары взрослый предлагает кому-либо из детей показать, куда положить вначале большой, потом маленький кружок или наоборот. Далее остальные дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков на столе перед воспитателем. Для того чтобы все дети были обеспечены достаточным количеством материала, можно взять для группировки большие и маленькие квадраты. Они могут называться кубиками, игрушками и другими словами, более доступными для ребенка.
После объяснения и показа каждому ребенку предлагается индивидуальный материал для группировки: пять больших и пять маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно, и две полоски бумаги. Для максимальной активности при выполнении индивидуального задания детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному - кружки, другому - квадраты. Ребенок, быстро справившийся с заданием, может выполнить его еще раз, но с другим материалом (варьируются кружки и квадраты).
Игра-занятие проводится 5-7 минут и может быть повторена в течение месяца дважды.
Вариант 2
Дидактическая задача. Продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления тождества и различия. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».
Материал. Большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники. Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: пять больших и пять маленьких прямоугольников, или пять больших и пять маленьких треугольников, или пять больших и пять маленьких овалов. Размеры прямоугольников: 3X2 см; 4,5X3 см; треугольников: 4,5X4,5X4,5 см, 3X3X3 см: овалов: 3X2 см, 4,5X3 см. Высота деревянной основы всех предметов 1,5 см.
Руководство. Воспитатель показывает пять больших и пять маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно, называя их игрушками или кирпичиками . Поясняет, что игрушки разные: такие (большие) и вот такие (маленькие). Далее предлагает задание: такие (показывает большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показывает маленький прямоугольник) - в другую сторону. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей пары к группировке предметов по величине привлекаются дети.
Подозвав к своему столу кого-либо из детей, воспитатель дает ему большой прямоугольник, вначале предлагает ему посмотреть, какой у него кирпичик, потом отыскать место, где лежат такие же кирпичики, и положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник, предлагает рассмотреть, ощупать, какой он маленький («в ладони прячется»). Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними.
Каждый занимающийся по очереди на столе перед воспитателем раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной.
После того как все дети справятся с заданием, им предлагается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Группировка осваивается быстрее на разнообразном материале. Поэтому после правильного решения поставленной задачи ребенку дают другой набор фигур (большие и маленькие прямоугольники заменяют овалами или треугольниками). На одном занятии дети могут группировать от двух до трех разновидностей однородного материала. Так же как и на первом занятии, детям, затрудняющимся в группировке, можно предложить использовать прием прикладывания предметов вплотную для установления их тождества и различия.
Воспитатель может использовать доступные пониманию ребенка опредмеченные слова-названия: прямоугольник назвать кирпичиком, овал - огурчиком, треугольник - домиком или крышей.
В процессе игры-занятия педагог обучает детей важному способу обследования величины предметов: захватить маленький предмет 'ладонью так, чтобы он «спрятался» в ней, а чтобы взять большой предмет, надо ладонь раскрыть широко.
Занятие длится 8-10 минут, проводится в течение месяца дважды.
Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы
Дидактическая задача. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал. Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре, следующих размеров: круг диаметром 3 см, квадрат со сторонами 3X3 см, прямоугольник - 3 X 4,5 см, треугольник - 3X3X3 см; высота фигур 1,5 см.
Каждому ребенку дают по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоугольников и пять треугольников.
Руководство. Воспитатель организует группу занимающихся от трех до восьми детей, в зависимости от возраста, показывает им пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки . Выбрав из общего материала один кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание малышей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.
Затем воспитатель приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала взрослый выполняет действие сам, спрашивая при этом детей, куда положить круг, а куда - квадрат. Важно показать воспитанникам каждый предмет. Так, демонстрируя круг, педагог спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. Затем к группировке предметов по форме привлекаются дети.
Подозвав малыша к своему столу, -воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки (кружочки), а с другой - другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы Правильность группировки предметов контролируется путем наложения предметов друг на друга.
Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по одному кругу и одному квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.
Во
время игры-занятия воспитатель, показывая детям круг и квадрат, называет их
игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами: «такой», «не такой»,
«разные», «одинаковые». Место на столе, где размещаются предметы разной формы,
обозначается словом «сюда». Основной методический прием, который использует
педагог, - непосредственный показ предметов разной формы. При этом словесная инструкция
сводится к минимальному количеству слов. В отдельных случаях воспитатель может
употребить слова-названия «крут», «квадрат», но от детей нельзя требовать
повторения и запоминания этих слов.
После объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по форме предлагается индивидуальный материал: пять предметов одной и пять предметов другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать прямоугольники и треугольники.
Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в группировке, воспитатель помогает ему, акцентируя его внимание на форме путем накладывания предметов друг на друга.
Игра-занятие проводится в течение 5-7 минут и может быть повторена в течение месяца дважды.
Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы
Дидактическая задача. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по пять предметов одной и пять предметов другой формы на каждого ребенка.
Руководство. Подгруппе занимающихся детей (четыре - восемь детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует пять кругов и пять овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание воспитанников фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, педагог тоже обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово). Далее взрослый говорит детям, что надо одни игрушки (кружки) разместить в одном месте, а другие (овалы) - в другом. Показывает, как это делается.
Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов друг на друга.
После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Если ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.
Поочередно каждый воспитанник подходит к столу педагога и выполняет задание. При этом важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную сторону выполнения задания: берут предметы в одном месте и кладут в другое, не обращая внимания на сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо учить их внимательно рассматривать предметы.
После того как все воспитанники разместят по одному кругу и овалу на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.
Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству воспитанников он при необходимости помогает. Если ребенок неправильно разместил один два предмета, взрослый выбирает их из групп однородных объектов и предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации малыши успешно справляются с задачей, но если они начнут отвлекаться, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, перейдут к более примитивным манипулятивным действиям.
Критерием при оценке выполнения задания служит правильность группировки предметов. Если малыш быстро и правильно выполняет задание, нет необходимости требовать от него расчлененного способа обследования объекта («Возьми игрушку, посмотри на нее внимательно; посмотри, где у меня такая же; а теперь положи их вместе»).
Чем успешнее занимается ребенок, тем быстрее у него протекает весь процесс рассматривания, сопоставления, сравнения, т. е. выполнения задания. Зрительный анализ быстро переносится во внутренний план и внешне протекает незаметно. Ребенок, подойдя к столу воспитателя, выполняет задание быстро и без ошибок. Таким воспитанникам педагог своевременно заменяет материал, например круги и овалы на квадраты и прямоугольники. Их можно также попросить посмотреть, правильно ли выполняют задание другие дети, сидящие рядом. Малышам, испытывающим постоянные затруднения, воспитатель помогает.
Игра-занятие проводится в течение 6-8 минут и может повторяться с детьми в возрасте до 1 года 8 месяцев в течение месяца дважды. С более старшими воспитанниками игра-занятие проводится один раз.
Нанизывание колец, убывающих по величине
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.
Материал. Коническая пирамидка из пяти колец . В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно]
Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки)'. При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.
При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а взрослый интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!» Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает показать самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».
При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети ставят пирамидки на соответствующую полку.
Занятие проводится два-три раза с детьми от 1 года 2 месяцев и старше. Продолжительность игры-занятия 5-7 минут.
Детям старше 1 года 6 месяцев рекомендуются более сложные занятия: вначале они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов.
Для развития самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Взрослому следует находиться недалеко от воспитанников, играющих с пирамидками, чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца, поддержать порядок и т. д.
Складывание трехместной матрешки
Дидактическая задача. Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».
Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого на 1,5-2 см .
Руководство. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные - большая и маленькая». При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку,
воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.
Малыши внимательно рассматривают матрешек, затем с помощью взрослого показывают, где большая матрешка, где маленькая и где средняя. Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.
Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.
После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из больших матрешек вкладыши среднего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, взрослый помогает им совмещать рисунок или выстраивать матрешки в ряд.
Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: «открой», «закрой», «маленькая», «большая», «меньше», «больше».
Если дети быстро справляются с заданием и проявляют к нему интерес, можно предложить им поиграть еще. Занятие организуется с детьми начиная с 1 года 2 месяцев, продолжается 5-8 минут, проводится два-три раза. Усложненные варианты заданий для более старших детей предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе разных деталей и т. д.
Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Педагог следит, чтобы в самостоятельных играх малышей закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.
Размещение круглых вкладышей
Дидактическая задача. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
Материал. Шесть-восемь досок с большими и маленькими отверстиями . Размер доски: 17,5 X 35 X 0,5 см. Отверстия круглые, двух разновидностей: в одной части четыре больших, в другой - пять маленьких. Диаметр большого отверстия 4,5 см, маленького - 3 см. Комплект вкладышей соответствующих размеров: диаметр большого вкладыша 4,5 см, маленького - 3 см.
Высота вкладыша 1,5 см. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.
Руководство. Воспитатель показывает детям доску, которую можно называть домиком. Фиксирует их внимание на том, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая детям большие окна, воспитатель называет их большими, показывая маленькие окна, называет их маленькими. Еще раз подчеркивает, что окна разные.
После того как все дети рассмотрят отверстия, взрослый показывает им вкладыши, обращая внимание малышей на то, что игрушки разные. Показывая большой вкладыш, называет его большим, маленький называет маленьким. Внимание детей акцентируется на том, что окна разные, большие й маленькие, и вкладыши тоже большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами можно закрыть все окна. Воспитатель закрывает одно большое и одно маленькое отверстия, показывая детям всякий раз вкладыш и соответствующее окно. Действие производит не спеша, чтобы малыши поняли задачу. Затем приглашает к своему столу кого-либо из детей и предлагает закрыть по одному отверстию большого и маленького размера, предварительно примерив вкладыши к гнездам.
Вначале ребенку предлагается большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно. После того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Если задание выполняется неверно, т. е. большой вкладыш не помещается в маленьком гнезде, а маленький вкладыш закрывает большое гнездо только частично, то взрослый объясняет, что окно закрыто плохо.
Для выполнения задания к столу приглашаются поочередно остальные дети. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется при размещении вкладышей. Можно рекомендовать метод расчленения действий: внимательно посмотреть на вкладыш, рассмотреть отверстия, зрительно найти гнездо соответствующего размера, показать его воспитателю и только потом закрыть отверстие вкладышем.
После общего объяснения, показа и индивидуального выполнения задания на демонстрационном материале детям раздают материал для самостоятельной игры. При правильной раздаче материала большие отверстия должны находиться в левой части доски, а вкладыши размешают перед ребенком, перемешанные таким образом, чтобы они равномерно распределялись между собой (крайним правым при этом должен быть большой вкладыш).
Детям легче размещать вкладыши большого размера, так как они входят только в большие отверстия. Труднее правильно разместить маленькие вкладыши, которые входят и в большие и в маленькие гнезда. Если справа от ребенка окажутся большие отверстия, он может быстро и правильно выполнить задание чисто механически, не сравнивая величину вкладышей и отверстий. Большинство детей берут правой рукой первый предмет, лежащий справа, и размешают его в ближайшем правом отверстии.
Воспитатель должен создать все условия, чтобы научить ребенка именно сенсорным действиям, заключающимся в рассматривании, сравнении величины предметов.
В ходе игры-занятия воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству детей необходимы лаконичные установки, организующие сенсорные действия («не торопись», «посмотри внимательно»), или непосредственные действия по исправлению допущенных детьми ошибок (воспитатель вынимает из гнезда неправильно положенный вкладыш).
Игра-занятие длится 6-8 минут, проводится дважды в течение месяца.
Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах
Дидактическая задача. Продолжать закреплять умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы.
Материал. Шесть-восемь досок (размер каждой 17.5Х35Х X 0,5 см) с четырьмя большими (4,5 X 4,5 см) и пятью маленькими (3X3 см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; две-три доски с прямоугольными большими (3 X 4,5 см) и маленькими (2X3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; две-три доски с треугольными большими (4,5X4,5X4,5 см) и маленькими (3X3X3 см) отверстиями . Высота всех вкладышей равна 1,5 см.
Руководство. Воспитатель показывает детям доску с большими и маленькими квадратными отверстиями. Объясняет, что в этом домике имеются большие и маленькие окошки. Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Дети смотрят, как это делает педагог (предварительно примеривает вкладыш к отверстию). Маленькие окошки тоже можно закрыть. Маленький квадрат помещается в маленьком гнезде.
После общего объяснения и показа воспитатель предлагает кому-либо из детей взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем посмотреть на доску и, сравнив предмет с отверстиями на ней, найти окошко той же величины, примерить вкладыш и закрыть окно. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем.
Педагог выясняет, как дети поняли задание: каждый из них размещает в соответствующих гнездах по одному большому и по одному маленькому вкладышу.
Затем для самостоятельной работы каждому ребенку дается доска с комплектом больших и маленьких вкладышей.
Малышам, затруднявшимся на прежних занятиях при выполнении задания, предлагаются именно те доски, которые использовались при объяснении, т. е. доски с большими и маленькими квадратным
отверстиями. Остальным детям дают доски с большими и маленькими треугольными отверстиями.
На данном занятии воспитатель помогает детям (методом «рука в руке») размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, совмещая углы предметов и отверстий.
Каждый ребенок действует одновременно только с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами двух величин - большими и маленькими. Форма предметов не называется. Весь материал может называться общим словом «игрушки». Показ каждого предмета сопровождается словами: «такой», «не такой», «большой», «маленький». В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер: вовремя сказанное слово организует, углубляет восприятие. Лишние слова на данном занятии могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи.
Если учитывать, что все маленькие дети, как правило, стремятся взять' предмет, лежащий справа, правой рукой, важен также и способ подачи материала (об этом подробнее см. конспект предыдущего занятия).
Детям, довольно быстро справившимся с заданием, предоставляется возможность выполнить его еще раз, но уже с другим материалом: вместо квадратной формы предложить прямоугольную или треугольную. Тем, кто еще неуверенно размещает большие и маленькие вкладыши квадратной формы, можно предложить выполнить задание еще раз с этим же материалом, но повернув доску таким образом, чтобы отверстия, находившиеся справа, оказались бы с левой стороны.
Воспитатель подводит итоги выполнения заданий, выявляя успехи ребят (особенно тех малышей, которые на первых занятиях испытывали затруднения).
Игра-занятие длится 6-8 минут, проводится с детьми до 1 года 8 месяцев два раза в течение месяца, с более старшими воспитанниками она может быть проведена один раз в месяц.
Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях
Дидактическая задача. Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм.
Материал. Шесть-восемь досок размером 17,5 X 35 X 0,5 см, имеющих по десять отверстий (пять одной и пять другой формы) . К каждой доске набор из десяти вкладышей (по пять вкладышей одной и пять вкладышей другой формы), соответствующих форме отверстий.
В игре-занятии используются вкладыши и доски с отверстиями следующих форм: квадратная - круглая, квадратная - треугольная, квадратная - овальная, прямоугольная - круглая, прямоугольная - треугольная, круглая - треугольная, треугольная - овальная.
Руководство. Воспитатель показывает детям доску с круглыми и квадратными отверстиями, пять круглых отверстий диаметром 3 см каждое должны быть в правой части доски, а в левой части пять квадратных отверстий со стороной квадрата 3 см. Внимание детей обращается на то, что в домике имеются разные окошки - такие и вот такие. Воспитатель сопровождает эти слова жестами - обводит рукой форму окон. Потом он показывает вкладыши и поясняет, что у него есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые вкладыши) и вот такие (квадратные вкладыши). Затем, демонстрируя еще раз доску и вкладыши одновременно, подчеркивает, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, воспитатель примеривает его к соответствующему окну и закрывает круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания размещает в квадратном отверстии.
После такого показа и объяснения педагог переходит ко второй части занятия: выясняет, как каждый ребенок понял задание. С этой целью взрослый дает кому-либо из детей круглый вкладыш, предлагает рассмотреть его внимательно, затем посмотреть, есть ли такие же окошки в домике, показать, где находится такое окошко, и закрыть его. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее окошко, а вот квадратный может войти только при полном совпадении углов и сторон вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна помощь воспитателя, который, взяв руку ребенка своей рукой, помогает ему найти нужный ракурс и разместить вкладыш в соответствующем гнезде.
Постепенно воспитатель обучает каждого ребенка подбирать для вкладышей путем сравнения соответствующие отверстия и размещать вкладыши в гнездах. Дети, которые выполняют задание быстро и правильно, не нуждаются в детальном рассматривании, сопоставлении, сравнении свойств предметов.
Затем педагог раздает воспитанникам индивидуальный материал для самостоятельной работы. Устанавливает доски так, чтобы вначале перед ребенком справа находились круглые отверстия, в которых он легко разместит круглые вкладыши. При размещении вкладышей другой формы - квадратной, прямоугольной, треугольной или овальной - ребенок уже сосредоточивает внимание не только на соотнесении предметов по форме, но и на координации движений руки при совмещении углов и линий.
После выполнения детьми задания им" предоставляется возможность выполнить его повторно, но при этом необходимо повернуть доску так, чтобы круглые отверстия были слева. Как и прежде, вкладыши кладут перед ребенком в произвольном порядке.
Дети, быстро справляющиеся с заданием, могут разместить еще одну разновидность вкладышей. Так, если вначале ребенок действовал с предметами круглой и квадратной формы, затем круглой и прямоугольной, то теперь ему можно предложить выполнить задание на соотнесение овальной и круглой формы. Некоторые нуждаются в помощи воспитателя. Для них полезно еще раз выполнить задание по частям: внимательно рассмотреть отверстия и вкладыши, обвести их контуры рукой, сравнить, примерить вкладыши к гнездам, найти нужный ракурс для закрытия отверстий.
Занятие длится 8-10 минут, проводится с детьми один раз.
Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях
Дидактическая задача. Закреплять умение группировать однородные по форме предметы и соотносить разнородные предметы.
Материал. Шесть-восемь комплектов досок с вкладышами разной формы: круглой и овальной, прямоугольной и квадратной .
Руководство. Воспитатель показывает детям доску с круглыми и овальными отверстиями, обращает внимание малышей на то, что отверстия разные. Показывая детям вначале круглый, затем овальный вкладыш, взрослый поясняет, что они тоже разной формы. Обведя рукой круглый вкладыш, говорит, что игрушка круглая - такая. Далее подчеркивает жестом форму овала и говорит, что это другая игрушка - вот такая.
Затем воспитатель, примерив вкладыши к отверстиям, размещает по одному вкладышу той и другой формы в соответствующих гнездах,, объясняя детям, что одними игрушками можно закрыть одни окна, а другими - другие.
Подозвав к своему столу кого-либо из детей, дает ему вначале овальный вкладыш, предлагает примерить его к отверстию и закрыть такое же окошко. Далее ребенку предлагается разместить в отверстии круглый вкладыш.
К столу воспитателя по очереди подходят остальные дети и проделывают то же самое. Если необходимо, воспитатель предлагает ребенку выполнить задание поэтапно: рассмотреть вкладыш, затем рассмотреть отверстие, сравнить их и т. п.
Далее детям раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Младшим детям лучше дать тот же материал, который демонстрировался при объяснении. Более старшим можно предложить комплекты досок и вкладышей квадратной и прямоугольной формы.
Воспитатель помогает детям размещать вкладыши в отверстиях решеток, обращая внимание на совмещение углов, сторон квадратных и прямоугольных вкладышей с гнездами. Так, если ребенок легко размещает круглые вкладыши, то углы квадрата у него могут попадать в гнездо не сразу. В этом случае взрослый берет своей рукой руку ребенка и помогает ему найти тот ракурс предметов, когда углы и стороны легко совмещаются, т. е. вкладыш свободно входит в отверстие.
После того как дети выполнят задание с разновидностью предметов, близких по форме, им предоставляется возможность выполнить задание еще раз с другими игрушками. Так, если вначале ребенок раскладывал круглые и овальные вкладыши, то затем ему можно предложить комплект предметов квадратной и прямоугольной формы.
Занятие длится 8-10 минут, проводится с детьми один раз.
Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы
Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Материал. Палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого .
Для подгруппы (восемь детей) необходимо иметь 80 палочек (по десять каждого цвета). Используются следующие цветовые сочетания: красный - синий, желтый - фиолетовый, оранжевый - зеленый, синий - белый, черный - желтый.
Руководство. Воспитатель показывает детям пять палочек черного цвета и пять палочек желтого цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (черного) цвета, откладывает ее в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его- в другую сторону. Слово - название цвета воспитатель не произносит, а говорит только слова «цвет», «такой», «разные». Взяв в руки еще черную палочку, взрослый показывает ее детям и спрашивает, куда ее положить. Вначале он прикладывает черную палочку вплотную к желтой и говорит, что они разные. Затем прикладывает черную палочку к черной и поясняет, что она такая же. Так, воспитатель раскладывает первые две пары палочек сам. При сортировке третьей пары предметов взрослый предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе. Затем предлагает ребенку выполнить аналогичное задание с палочкой другого цвета.
Дети поочередно раскладывают по одной паре палочек на столе воспитателя. Для того чтобы все были обеспечены материалом, можно брать другое цветовое сочетание предметов.
После объяснения и показа малышам раздают индивидуальный материал для группировки (палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях): каждому ребенку по пять предметов одного и пять другого Цвета, перемешанных произвольно.
Чтобы дети не подражали друг другу при выполнении задания, малышам, сидящим рядом, дают палочки разного цвета. Тем, кто быстро справился с заданием, можно дать для группировки еще десять палочек нового цветового сочетания.
При первом проведении игры-занятия дети раскладывают по двадцать-тридцать палочек, при этом каждый ребенок оперирует с предметами четырех-шести цветов.
Игра-занятие длится 8-10 минут, проводится один раз.
Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы
Дидактическая задача. Продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Материал. Палочки восьми цветов (см. предыдущее занятие). Детям предлагают цветовые сочетания: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый, желтый - белый, черный - фиолетовый, зеленый - синий и др.
Количество материала зависит от количества детей, из расчета по пять палочек двух цветов на каждого ребенка.
Руководство. Воспитатель показывает детям красные и оранжевые палочки, перемешанные произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красную палочку) и такого цвета (показывает оранжевую палочку). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая предметы одного (красного) цвета в одну сторону, а предметы другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей пары воспитатель привлекает к группировке детей и предлагает вначале предмет одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем предмет другого цвета приложить к другой цветовой группе.
После того как все дети поочередно разложат по паре предметов на столе педагога, присоединяя их к соответствующим по цвету группам, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.
Желательно, чтобы каждый малыш группировал палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Как и раньше, детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную.
Каждый ребенок группирует двадцать-тридцать палочек, оперируя объектами четырех-шести цветов. Дети, быстро справившиеся с работой, наблюдают за тем, как выполняют задание рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка: «Правильно разложил палочки Саша или нет? Какую палочку он положил неправильно?»
Если ребенок хорошо выполнил задание и с интересом наблюдает за действиями других детей, то предлагать ему уходить не следует. Игра-занятие продолжается 10-12 минут и проводится один раз.
Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом
Дидактическая задача. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты.
Материал. Восемь-десять двухцветных столиков с грибочками. Используются как резко различающиеся цветовые сочетания: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый, так и более близкие: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, желтый - белый, фиолетовый - синий и т. п.
Руководство. Воспитатель показывает детям столик, выкрашенный в красный и синий цвет, и поясняет, что одна половина одного цвета, а Другая - другого цвета. Затем показывает красные и синие грибки и объясняет, что часть столика и некоторые грибки имеют одинаковый цвет. Так, «посадив» красный грибок на красную половину стола, воспитатель говорит, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».)
Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому посадить два грибочка разного цвета на части столика такого же цвета.
После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале воспитанники размещают грибки резко различных цветовых сочетаний.
По мере выполнения детьми первого задания воспитатель предоставляет им возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями.
Игра-занятие проводится один раз, продолжительность 12-15 минут.
Размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырех
Дидактическая задача. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.
Материал. Четырехцветные столики с грибочками: два двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами. Двадцать грибков четырех цветов перемешиваются произвольно .
Руководство. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по три-четыре раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Так, составив столики красного и синего, желтого и зеленого цветов, первому ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он выполнит задание, воспитатель, повернув столики на 90 градусов, дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90 градусов перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цветов.
Воспитатель вопросами, указаниями помогает детям выполнить задание, самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»
Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветом. Этот способ более перспективен, хотя он и более сложный, так как дети много раз сравнивают, сопоставляют объекты между собой.
Другие воспитанники отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.
Некоторые дети выполняют задание и первым и вторым способом. Взрослый следит, чтобы дети не мешали друг другу.
Игра-занятие
продолжается 10-12 минут и проводится один раз