Воспитательное
Очень рада, что нашла я наш садик. Ссылка была в предыдущем посте. Он Вальдорфский, домашний и с моей Улей там 5 человек детей. Уля самая младшая, остальные от 3,5 до 5 лет. Ребята очень приятные, нет агрессии, здоровая энергия, любознательность и искренность. Мудрые педагоги - есть с кем посоветоваться теперь.
Очень здорово всё устроено в саду, очень мудро и тепло, я многое начинаю пересматривать и в домашней жизни.
Эх, есть наверное школы для родителей, но я не посещала, а сейчас понимаю, что нужно многое знать о развитии ребёнка. Тогда можно избежать многих конфликтов и недопониманий, даже травм. Но на счастье у меня есть этот садик, а ещё и книга про Вальдорфское воспитание попалась: Элизабет Грюнелиус "Воспитание детей дошкольного возраста". Вот несколько пунктов, которые на поверхности:
1. чёткий распорядок дня. Тогда ребёнок привыкает и не случается конфликтов насчёт хочу-нехочу и не приходится заставлять его что-то делать.
2. правильные игры, нужны всякие детские приспособления чтобы играть, всякие подручные средства. Нужны разные куски тряпок, платков, деревянная посуда и т.п.
3. чёткий, заданный порядок действий (если одеваться, то сначала это, потом то...., если кушать, то сначала руки мыть, потом... и т.д), нехитрые ритуалы.
4. участие ребёнка во многих делах родителя, ребёнок должен видеть, что делает мама, рассказывать, показывать и посильно вовлекать, а также и в процесс уборки и т.п. От начала до конца.
Как всё устроено в саду:
9.00 сбор, потом приветствие с песенкой в которую вплетено приветствие дню, солнышку и т.п., сопровождается всё определёнными движениями (получается очень весёлая зарядка), заканчивается всё перечислением всех присутствующих в саду. Потом считалочка и по одному идём мыть руки, кто-то в туалет. Всё уже на столе. Маленькие стульчики для всех (взрослой мебели нет совсем) за овальным столиком все размещаются, взявшись за руки произносят очень красивую благодарность за еду типа молитвы, кто-то зажигает свечу, воспитатель накладывает кашу и по желанию ребёнка добавляет в неё всякие наполнители: мёд, орешки, семечки, яблочко, изюм. Все каши безмолочные, со сливочным маслом. Питаются они по системе вот этого дяди http://www.via-naturalia.ru/product/12287/ - интересно. Последний поевший гасит свечу.
Оформление всего стоит отдельного описания: везде какие-то листочки, шишки, ягоды, веточки, всё очень красиво разложено на столе, подоконнике - все плоды осени. Детям дают и попробовать например рябину или кукурузу. Развешены везде бусы из ягод, грибов, яблок и т.п. получается очень живо как-то и живописно. Цвета стен в таких разводах жёлто-оранжевых. Все игрушки в саду деревянные. Почти не окрашенные. Всё легко убирается, трансформируется, есть домик с навесом, всякие корзинки с тряпочками, шляпами, лошадки, куклы. Я раньше Ульяне покупала деревянные игрушки, но она ими очень мало интересовалась, а теперь поняла, что не правильно всё орагнизовывала. Должен быть целый определённый набор, чтобы с ним можно было что-то делать, менять, придумывать, играть. Дети просто в восторге от игрушек, там такие грандиозные действия разворачиваются,что-то городят всё время, строят, наряжаются.
в10-10.30 где-то все начинают играть. Часто что-то рисуют или делают всякие творческие поделки. Никого не принуждают, всё по желанию, кстати, кушать можно тоже сидеть сколько угодно. Педагог всегда с детьми в комнате, обычно что-то делает для кухни (режет хлеб на гренки, фрукты и т.п.), я зашивала игрушки и вязала. Воспитатель почти никогда не вмешивается в игру детей. Ещё делают всякие интересные вещи типа лущения кукурузы, колосьев ржи или пшеницы, молят муку, которую потом используют, когда все вместе пекут печенье. Показывают как варится варенье,вместе режут яблоки для него, потом родителям раздают. Пилят из веток плашечки на медальки, бьют орехи и всё это так детям интересно, а устроено очень просто, например орехи бьют камешком на небольшой деревянной плашке, отпиленной кем-то из родителей, камней много разных надо ещё выбрать, а по ореху как трудно попасть - целое дело.
Пьют все почти не подслащенный морс, который всегда в доступности.
в 11.30 все всё убирают по местам, песенка о живой природе тоже все танцуют под неё чего-то изображают или ещё песенка с передаванием вязанных мячиков с фасолью. Дети носят их на голове как на востоке, нужно пройти и чтобы не упало) Потом сев в кружок все кушают порезанные фрукты из одной чашки. Воспитатель и повар-помощник учавствуют во всех действиях обязательно, как в семье получается.
заправились и пошли гулять на часик.
13.15 всем капают розовое масло на ладошки, оно гармонизирует, ребята ладошки трут, согревают, потом устная или кукольная сказка и обед: суп (вместо хлеба подсушенные гренки), второе, салат в котором все кусочки крупные, чтобы погрызть можно было и понятно что это, а там и репка бывает и топинамбур и добавки пожалуйста тебе скока хочешь (всё без мяса и рыбы и без молока, но можно и сыром себе посыпать и зеленью а самые отважные даже чесночок добавляют), а после обеда у всех сон в очень уютной комнатке с двухярусными кроватками, у каждой кроватки занавесочка, просто самой хочется там поспать))) но после обеда мы уезжаем спать дома и засыпаем прямо в машине))). В садик мы пока ходили вместе, в прошлый раз оставила её на пару часов, даже не знала чем себя занять - непривычно. Улька просится в садик, там действительно интересно и общение ей уже необходимо. Пока будем ходить три раза в неделю с 9 до 14.00. Мне этого времени вполне хватит переделать свои дела, а Ульке насытиться общением.
Я поняла как грамотно расставлены все игры, сказки и песенки, как они перенастраивают детей в нужное русло, успокаивают. Сколько всего интересного можно делать с детьми и как это просто. А ещё мне помогли советы тети Светы, например, что нужно ребёнку давать время сделать самому и заранее планировать всё с учётом этого времени, стараться не спешить, когда с ребёнком, детям это непонятно и раздражает.
В следующий раз напишу несколько цитат из книжечки о воспитании, сейчас уже выдохлась)))