Перевод первой главы лекций
Я как-то уже писал о статье известного греческого богослова ХХ века протопресвитера Иоанна Романидеса о болезни религии и ее православном исцелении, которую переводил на русский. Перевод статьи пока отложен, зато я замахнулся на большее и начал переводить конспект его лекций по "Патристическому богословию". И сегодня вашему вниманию предлагается первая лекция (глава). Перевод происходит по английскому изданию John S. Romanides "Patristic Theology", Uncut Mountain Press, 2008 год
Примечания пока не переведены, только основной текст.
Прошу высказывать свои замечания, предложения по переводу
Итак:
1. Что есть человеческий нус?
Главная задача Православной Церкви – исцеление человеческой души. Церковь всегда рассматривала душу как часть человеческого существа, нуждающуюся в исцелении, потому что из иудейской традиции, от Самого Христа и от Апостолов Она знала, что в области физического сердца функционирует нечто, называемое Отцами нус. Другими словами, Отцы взяли традиционный термин нус, означающий и интеллект (дианниа), и речь или разум (логос) и дали ему иное значение. Они стали использовать термин нус для обозначения той ноэтической энергии, действующей в сердце каждого духовно здорового человека. Мы не знаем, когда произошла это смена значений, потому что нам известно, что некоторые Отцы употребляли слово нус и для обозначения разума и для той самой ноэтической энергии, которая нисходит и действует в области сердца.
Итак, с этой точки зрения, ноэтическая деятельность является сущностной деятельностью для души. Она действует в мозге как разум, в то же время действуя в сердце как нус. Другими словами, один и тот же орган, нус, непрестанно молится в сердце и одновременно размышляет, например, над математическими проблемами в мозге.
Следует отметить разницу в терминологии между Апостолом Павлом и Святыми Отцами. То, что Апостол Павел называет нус, у Отцов называется дианниа. Когда Апостол Павел говорит: «Стану молиться духом» (1 Кор 14:15) он подразумевает то, что Отцы, говорящие «Стану молиться нусом». А когда он говорит: «Стану молиться и нусом» он подразумевает «Стану молиться интеллектом (дианниа)». В том месте, где Отцы используют слово нус, Апостол Павел использует слово «дух». Когда он говорит «Стану молиться нусом, стану молиться духом» или «Стану петь нусом, стану петь духом» и когда он говорит «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему» (Рим 8:16), он использует слово «дух» для обозначения того, что Отцы называют нус. А под словом нус он имеет в виду интеллект или разум.
В своей фразе «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему» святой Павел говорит о двух духах: Духе Божием и человеческом духе. По странному повороту событий, то, что святой Павел имеет в виду под человеческим духом, позднее, в эпоху святого Макария Египетского, появляется снова под термином нус, и только слова логос и дианниа продолжают обозначать рассудочную способность человека. Таким образом, нус стал отождествляться с духом, то есть, с сердцем, поскольку, по Апостолу Павлу, сердце есть место человеческого духа.
Таким образом, для Апостола Павла, рассудочная или логическая молитва происходит посредством нуса (т.е. рассудка или интеллекта), тогда как ноэтическая молитва происходит в духе и является молитвой духа или молитвой сердца. Когда Апостол Павел говорит: «Хочу пять слов сказать моим нусом, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на языке» (1 Кор 14:19), он имеет в виду, что предпочитает сказать пять слов, сказать немного, для наставления других, ноэтической молитве. Некоторые монахи толкуют это место как слова об Иисусовой молитве, состоящей из пяти слов, но в данном примере Апостол говорит о словах для наставления других.
Ибо как катехизация может происходить с помощью ноэтической молитвы, если ноэтическая молитва есть внутренняя молитва человека, неслышимая окружающими? Катехизация же происходит посредством научения и соборной молитвы, явлений неопровержимых и логических. Мы учим и говорим, используя рассудок, и это является обычным путем общения между людьми.
Однако, имеющие ноэтическую молитву в своих сердцах, именно общаются друг с другом. Другими словами, они могут сидя рядом, общаться друг с другом ноэтически, не используя слова, то есть общаются духовно. Разумеется, такое общение возможно между ними и на расстоянии. Они также обладают дарами прозорливости и предвидения. Будучи прозорливыми, они могут чувствовать грехи и мысли (логизми) других людей, а обладая даром предвидения, видеть и предсказывать будущие события. Такие харизматические, облагодатствованные люди действительно существуют. Если вы приходите к ним на исповедь, они знают все, что вы сделали в жизни еще до того, как вы им это расскажете.