Перевод второй главы лекций
Перевод первой главы здесь
2. Кто является ментально больным согласно Святым Отцам?
Все люди являются ментально больными согласно святоотеческому определению ментальной болезни. Вам не нужно быть шизофреником, чтобы быть больным ментально. Со святоотеческой точки зрения человек ментально болен, когда ноэтическая энергия внутри него не функционирует правильным образом. Другими словами, быть ментально больным значит иметь нус наполненный мыслями (9), не только плохими, но также и хорошими.
Каждый, имеющий мысли в своем сердце, будь то плохие или хорошие мысли, ментально болен согласно святоотеческой перспективе. Не важно, моральны ли эти мысли, высокоморальны, аморальны и т.п. Другими словами, согласно Святым Отцам, каждый, чья душа не была очищена от страстей и кто не достиг состояния просвещения посредством благодати Святого Духа, ментально болен, но не в психиатрическом смысле. Для психиатра ментальная болезнь – это нечто другое: страдание от психоза или шизофрении. В Православии же это вопрос очищения от страстей и достижения состояния просвещения.
Кто считается нормальным православным христианином согласно святоотеческому преданию? Если хотите со всей ясностью понять это, почитайте последование Таинства Святого Крещения или последование освящения мира, совершаемого в Константинополе в Великий Четверг. Почитайте последование освящения храма. В этих текстах вы увидите, что значит быть храмом Духа Святого, что значит быть в состоянии просвещения.
Во всех церковных службах, также как и в аскетической традиции Церкви, упоминаются главным образом три состояния: состояние, при котором душа и тело очищены от страстей, состояние, в котором человеческий нус просвещен благодатью Святого Духа, и состояние теозиса души и тела. В основном, однако, говорится об очищении и просвещении, так как церковные службы суть формы рассудочного богопочитания. Итак, кто же является нормальным православным христианином? Может ли крещенный, но не очищенный от страстей считаться нормальным? А еще не просвещенный? Или же это кто-то очищенный и просвещенный? Естественно, нормальным православным христианином можно признать человека из последней категории.
Так что же отличает нормальных православных христиан от всех остальных православных? Догматы? Разумеется, нет. Все православные имеют общие догматы, общее Предание и общее богослужение. Храм, например, может вмещать триста православных. Однако из них лишь пятеро будут в состоянии просвещения, а остальные нет. Оставльные могут даже не догадываться о том, что такое очищение от страстей. Отсюда возникает вопрос: сколько из этих людей нормальных православных христиан? К сожалению, из трехсот только пять.
Очишение и просвещение суть определенные условия исцеления. Таким образом, перед нами чисто медицинские критерии. Или, может быть, вы не уверены, что эти критерии строго медицинские? Отметим тот факт, что нус есть физиологический орган, который есть у каждого. Он есть не только у греков и у православных. Он есть и у мусульман, и у буддистов и у всех остальных.
Таким образом, все люди нуждаются в очищении и просвещении. И существует лишь одна терапия. Или вы считаете, что есть множество терапий этого заболевания? И заболевание ли это или нет?