Эволюция совместного чтения
Книжная полкаДавно хотела написать пост о том, как книги прочно вошли в жизнь моих детей и заселились в их душах.
Книги вошли в жизнь нашего первого (как и второго) ребенка практически с рождения.С рождения они лежали на полках, но по мере возрастания дочери, они, книги, начали всё больше и больше занимать места в её жизни. (как пример, буду писать про Полю, ибо с сыном проходим все эти этапы один в один). 
С маленького, дочь любила рассматривать картинки, изначально не нагруженные деталями. Если котик - то котик максимально приближённый к реальному коту, без дополнительных цветочков/бабочек/солнышек и прочего. По таким примитивным картинкам мы учили животных, предметы - знакомясь с звукоподражанием и словами-обозначениями. Следом пошли книги с красивыми картинками рисованные не компьютерным штампом (когда все герои одинаковые, только уши да цвет шерсти разный). Читали стихи - рифма очень нравилась и завораживала малышку. В этих книгах с стихотворениями мы уже рассматривали картинки - учились находить и показывать не только главных героев, но и дополнительные детали - цветочки, жучки... Конечно, сначала я задавала вопрос: "где же собачка - ав-ав?" Немного ждала, и сама же отвечала, показывая пальчиком Поли - "Да вот же она, ав-ав!". Позже, ближе к году, дочь показывала пальчиком эту самую собачку, а еще позже еще и озвучивала - Ав-ав! Тогда мы и начали читать не только стихотворения, но и вводить "прикорм" из сказок. Это были примитивные сказки с яркими иллюстрациями, которые отображали малейшие изменения сюжета (Репка, Теремок, Колобок, Рукавичка, Сказка про маленького мышонка и т.д.). Но, конечно, с крайне упрощенным сюжетом! Настолько упрощенным, чтобы ребенок мог выслушать от начала и до конца. Таких сказок множество!

Периодически, после прочтения каждой страницы мы рассматривали иллюстрацию, обсуждали её, высматривали интересные детали, на которые раньше не обращали внимания. Постепенно, количество слов в тексте к каждой странице я увеличивала до той степени, когда ребенок мог выслушать. Так, с возрастом, в жизнь дочери попадали всё новые сказки, либо старые обрастали словесными деталями, а сейчас, когда дочь просит почитать совсем примитивную сказку "из детства", приходится вывязывать такое кружево из мелочей и описаний, что через пару страниц, не помнишь, что было до этого!

Правда, и сейчас, при покупке новой книги, соответственно, появлении новой истории-сказки, её я тоже упрощаю, избавляя от ненужных на первый раз деталей и описаний, перегружающих информацией. Конечно, при первом прочтении-ознакомлении малышу хочется поскорее узнать что же случилось и чем всё это обернётся, так что усидчивости конечно не хватает выслушивать все подробности. Но это относится не ко всем книгам, каждый знает своего ребенка, его возможности и способен "отсеять ненужное" для первого (а может и второго) раза. А вот когда малыш уже знает сюжет, и даже если не помнит его точно, то хотя бы имеет первое представление что случилось и чем закончится - тогда уже, учитывая реакцию ребенка, его интерес, настроение, усталость(!!!) можно и добавить что-то (а может и всё новое из написанного).
Еще хочу отметить важность обсуждения прочитанного с ребенком. Если малыш умеет говорить, это еще далеко не обозначает, что он понимает сказку именно так, как понимаем её мы, взрослые. Хорошо, что у нас есть такая привычка - обсуждать всё случившееся за день: прочитанное, просмотренное, что случилось на улице, во время игры... И оказывалось далеко не раз, что даже обсуждая книгу по ходу прочтения, дочь принимала её совершенно по-своему! И я конечно не имею ввиду мировоззрение подробностей и деталей, а смысл и мораль (которую я всегда стараюсь вынести на рассмотрение, после прочтения чего-либо). Даже я бы сказала, что та воспринимает скорее "не так, как надо". Не потому, что у неё свой взгляд на мир, а в силу своего возраста и "детскости", если хотите так. И я не хочу сказать, что я навязываю своё мнение, свои стандарты "уникальному ребенку", как сейчас это модно говорить. А пишу я о элементарном непонимании ребенком взрослых "упущений". Возьму в пример сцену из книги О.Добросовестной "Фея малинового варенья". Искали эту самую "фею" и представлял каждый себе свою. В итоге, Её так и не нашли, а в конце вообще оказалось, что это вовсе крошка-медведица. И зовут её так, потому что она любит варенье... Так вот после первого прочтения (и даже после объяснений и второго - с усилием) дочь так и не поняла, почему фея - оказалась не феей, а медведицей. Она также искренне удивилась, как и главные герои книги! И мне было достаточно сложно объяснить, почему медведицу назвали феей, если она совсем не фея. В итоге даже дочь доказывала мне, что то, что кто-то любит варенье - еще не даёт разрешения называть его/её феей. Т.к. фея - это же Фея! В конце концов дочь заключила, найдя оправдание такому глупому поступку бабушки-медведицы, которая так называет внучку, что: "мам, наверно это такая шутка просто"... Наверно.) И вот к чему я... Если бы после прочтения я не спросила у Поли, понравилась же ей книга и поняла ли она кто фея - то я бы и не знала, что дочь сидит в недоумении, к чему тут крошка-медведица и где, в конце концов, та самая фея, которая натворила столько переполоха! И книга конечно не для аудитории даже 5 лет. Она как раз, для возраста моей дочи, но вот такой мелочный, казалось бы, момент, запутал трёхлетнего ребенка, который еще не умеет читать "между строк" и всё воспринимает буквально. А позже, когда малыш уже понимает намёки, юмор, недосказанности - эта книга совсем будет ему не интересна и совсем уж "на один зуб", если не на пол... Так вот да, читать надо, но и обсуждать тоже Очень надо!
А еще очень важно учить пересказывать! Конечно, сначала некоторые слова, потом фразы, позже - предложения и в конце концов маленькие сказки-истории (хотя маленькие сказки-истории - это только самое начало!)))(И я не говорю о стихотворениях, т.к. это отдельная тема). Заставить-побудить ребенка к пересказу в таком нежном возрасте, как полтора года очень сложно, по этому сначала можно, с помощью тех же иллюстраций спрашивать "к кому же прикатился Колобок?"... А позже можно и искажать сюжет уже знакомой сказки, периодически применяя этот метод и в более старшем возрасте. Пусть занятие будет игрой! И шутки тоже не будут помехой, наоборот разожгут интерес! (Жили-были дед и баба... Испекла баба соломенного бычка...))) Пусть малыш услышит ошибку и исправит её верно. Либо же ... Бабка за дедку, дедка за крокодила=тянут-потянут...)
К слову говоря, таким образом у дочери года в 2,5 родился первый анекдот. "Жили-были три поросёнка - Ниф-Ниф, НафНаф и Пук-Пук)))" хихихи) Сказки в исполнении папы не прошли даром!)
Ещё один Очень важный момент на мой взгляд, это использовать сказки без насилия, убийств и с хеппи эндом. Пусть плохие осознают ошибки и исправятся. Я против того, чтобы травмировать детскую психику в таком возрасте. Ведь в год он, ребенок, не спросит, как это "распороли брюхо волку". А вот ближе к трём задумается. Я понимаю, что без насилия и жестокости в нашем мире не выжить, но жизнь и так много всего предоставит позже. Как не уберегай, все равно потом дети узнают горькие истины, но ведь не обязательно затуманивать детство такими "веселыми концовками", только чтоб подготовить ребенка в суровой истине жизни. По этому, наши сказки с такими концовками заканчиваются совершенно иначе. В Красной Шапочке,к примеру, В конце пришёл папа Красной Шапочки (а то как-то роль отца везде упускается) к бабушке, проведать её и забрать дочь (к слову, он работал на той стороне леса и дорога была ему по пути). Увидел ужасное зрелище, наругал волка, наказал его, поставил в угол. Волку стало стыдно, он покаялся, выплюнул бабушку с внучкой. Долго просил прощения, обещал, что больше так никогда не будет. Оказалось, он уже целую неделю не ел и по этому пошёл на такой страшный поступок. Тогда бабушка простила его и пригласила приходить волка на обеды , а тот, будет помогать ей по хозяйству, ведь бабушка устаёт делать столько дел одна. ... Заодно, это получается не сказка-ужастик, которыми, увы, являются многие. У сказки действительно появляется мораль, урок. Заставляет задуматься ребенка, что у волка тоже были свои мотивы (ведь и у нас, когда мы делаем что-то хорошее/плохое тоже есть свои мотивы, которыми мы руководствуемся и соответственно решаемся что-то сделать, другое уже дело - хорошее или плохое). Учит, в конце концов, прощению. Показывает, что есть второй шанс... Ведь, по-сути, дети часто думают (я не про двухлеток конечно говорю), если что-то сделают плохое, даже случайно "ой, меня дома убьют..." - во всяком случае, у моих одноклассников были такие мысли, когда те разбили школьное окно классе в пятом и не хотели идти домой (а мы с подругой уговаривали, что убежать - это вообще не вариант!). И те жутковатые сказки, которые есть в нашем обиходе, но без которых не обойтись - приобретают порой совершенно другой смысл и не пугают дочь.
И последнее, что я хотела отметить - это пользу книг-виммельбухов, т.е. книг-картинок. Что-то вроде "найди и покажи" - разворот сюжета с кучей подробностей, мелочей, множеством действий и героев... С дочерью мы узнали о таких книгах только когда ей было 2,5 года. А вот сын , имея такую литературу в более раннем возрасте, заинтересовался ими еще до года! Я нахожу их исключительно положительными! Ведь их можно и просто рассматривать, учить действия; придумывать истории - почему и что случилось; просто обсуждать то, что происходит в данный момент, нарисованный на картинке; задавать задачки - найти девочку в красном платье - тренировка внимания, знаний цветов, форм и прочего. ... Лично мне кажется, что такие книги это просто кладезь! Как правило, они и стоят не мало, но оно того стоит! (К слову говоря, знакомые отмечали, что книга актуальна и в 4, 5, 6...летнем возрасте... ДА что там, купив первую книгу Гёбеля "В цирке", первый вечер книга до детей не дошла. Рассматривали и задавали друг другу задания по поиску предметов и героев мы с мужем! И даже, зная, что определённые герои есть на каждом развороте, но еще не зная, где именно, искали их на время!)))) Так что чего уж там говорить...) 

Любите книги, читайте книги, приучайте детей любить книги!!!
П.С. - и да, я не верю, когда мамы 2-2,5-леточек рассказывают, что перепробовали всё, а дети не любят читать... Дети могут не любить читать в этом возрасте - если им дать книжку, как собаке косточку или прочесть данную раз в неделю (если не раз в месяц), и то, с таким одолжением, как-будто мамы не собственным детям делают хорошо, а выполняют общественное наказание, еще и будучи невиновными... Простите... 
