Учат в школе, учат в школе, учат в шкооолее....
Раздумья по поводу воспитанияНе буду затрагивать теоретических аспектов педагогики, утомляя читателя умозрительными заключениями. Хочу написать о себе - ребенке, выросшем в системе принуждения.
Принуждение к обучению. Я считаю себя практичным человеком (хоть и не без фантазии), поэтому предпочитаю судить о вещах с позиции целесообразности.
Начнем с того, что этот текст написан на русском языке, хотя русский язык я изучала только 1 год в 7 классе. Мои знания оценили на 7 баллов из 12, и то - только потому, что по остальным предметам я шла относительно ровно (не хотели портить табель). Не зная ни одного правила правописания, я пишу относительно грамотно.
С появлением дома интернета, появилась потребность изъясняться посредством письменной речи. Поэтому научилась я быстро. Этому способствовало то, что будучи подростком, я прочла огромное множество книг на русском языке. Кстати, только несколько из них входили в школьную программу. В остальном, предложенная школой литература была мною проигнорирована. За что я, естественно, не раз получала дозу унижений от учителей.
Впрочем, нравоучения богемных преподавателей литературы - далеко не худшее школьное воспоминание. Мне до сих пор иногда снятся кошмары с несданными вовремя конспектами и страшными математическими формулами в главных ролях. Чего добились те, кто стыдил у доски «гуманитариев», смотрящих на формулы как на нерасшифрованную клинопись? Я не знаю ни алгебры, ни химии до сих пор. Несмотря на авторитарное принуждение, систему школьных требований и постоянный контроль знаний.
Из этого выходит один вопрос: для чего тогда все это было нужно?
Читая намедни обсуждения «школы свободы Саммерхил», я заострила внимание на одном замечании одного из порицателей идеи отказа от авторитаризма в педагогической системе: «чему равен интеграл от 1/(cos(x))? почему в розетках переменный ток, а не постоянный?».
Этот вопрос наглядно демонстрирует главную идею современной педагогики - «почувствуй себя недочеловеком». Не имеет значения, счастлив ли ты, мыслишь ли ты, стремишься ли ты к познанию, обладаешь ли ты творческим потенциалом, способен ли ты к нестандартному решению проблем, умеешь ли ты делать самостоятельный выбор и брать на себя ответственность... Ты - дерьмо, если не знаешь, почему в розетках переменный ток.
Принуждение к посещению. Я получила два высших образования, но 90% всех важных и значимых знаний, умений и навыков приобрела вне учебных заведений. В том числе тех, что легли в основу моей профессиональной деятельности.
В школе у меня развились психосоматические болезни, поэтому пропускала занятия в связи с частыми простудами и приступами головной боли. В лицее я познакомилась с сигаретами - и весь первый урок чаще всего проводила во всех курилках по дороге к нему. На первом курсе университета пары прогуливать начала в связи с отсутствием интересного наполнения лекционного материала. Потом мы с одним парнем полдня просиживали в пивном баре, слушая альтернативный рок. А к концу первого учебного года я познакомилась с будущим мужем, и прогуливать мы стали вместе. Процентов 70% всех занятий я не посещала. Что не мешало мне быть почти отличницей.
Прессинг по поводу посещаемости к тому времени вызывал только раздражение. Сделайте пары интересными, и тогда я не пропущу ни минуты.
Но зачем изощряться? Легче заставить, а в случае бунта применить санкции.
Принуждение к социализации.
Садик и школа - модель взрослого мира. Надо терпеть все превратности, чтобы подготовится к реалиям окружающей среды. Ребенок должен социализироваться.
Круто. Я всегда считала происходящее со мной в школе травлей... Оказывается, это была социализация и адаптация. Своеобразная школа жизни. Только учимся чему? Терпеть унижения от более сильных и унижать более слабых? Осуждать, глумиться, дружить против, следовать моде? Врать, подстраиваться, приспосабливаться? И САМОЕ ГЛАВНОЕ - быть учтивым, послушным, удобным для власть имущих.
Что в итоге? К сожалению, с социализацией у меня не срослось. Мягко говоря. Внедряться в социум пришлось с большими усилиями сквозь дремучие заросли комплексов , зажимов и фобий в течение лет 10 после того, как я ушла со школы.
Дальнейшая работа с детьми, подростками (в лагерях и оздоровительных центрах) и взрослыми (психокоррекция, коучинг и тренинги) подтвердила печальную истину - современный человек склонен к стадности там, где требуется проявление независимости. В тех же ситуациях, где необходима общность и коллективная слаженность - он демонстрирует индивидуализм и эгоизм.
Закономерен вопрос: при таких результатах не слишком ли высока цена?
Выводы. Возвращаясь к вопросу целесообразности, задам главный вопрос: ну и нахрена это все делать с детьми?
Каждому - по интересам! Помню, в детстве у нас с братом была энциклопедия «Атлас мира», по которой мы играли в увлекательную игру. Один задавал координаты (широту и долготу), а второй отгадывал страну и город. Несмотря на отсутсвие принуждения, мы знали столицы очень многих стран и не только. Порядок планет в Солнечной системе, звенья эволюции, анатомия человека, доисторические эры - это и многое другое было чем-то, что само собой разумеется.
Интерес и жажда знаний - естественные врожденные потребности человека. Их нельзя навязать, а вот убить в зародише - запросто. Материнские обмороки в связи с медленным чтением Пети, отцовский ремень за тройку по математике и учительское «а голову дома ты не забыл?!» - сеют страх и вину. Это мотивация к учебе, причем весьма эффективная. Но такие «поощрения» стимулируют только внешнюю атрибутику образования в виде примерного поведения, выученных уроков и аккуратно заполненных конспектов.
Жадно ищущий новую информацию, упорно пытающийся откопать истину, жарко спорящий на научные темы, тонко чувствующий, интересно мыслящий ребенок - это человек свободной воли. Он может получить высокий балл по истории, но низкий по физике. Если он научился думать своей головой - не пропадет в дальнейшей жизни.
Здесь и кроется причина того, почему отличники нередко вырастают посредственными личностями и даже неудачниками.
Отсюда вытекает очевидная истина. В силу понятных причин родители не могут оградить ребенка от огрехов современной системы образования. Однако, они в силах не переносить школьное насилие домой.
Да и политика школ, вероятно, станет постепенно эволюционировать, когда родители найдут в себе мужество выбросить из головы комплекс хороших оценок, чтобы освободить там место более конструктивным соображениям.