По просьбе "трудящихся" статья про детский сад
Статья из журнала, написана педагогом. Естественно выборочно

" способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от того как относится к этому вопросу мама.
Одно дело, если у мамы есть уверенность в том, что садик - дело хорошее . Если же мама изначально сомневается, даже боится (вдруг кроху будут обижать?)это другое. У ребенка тревожной мамы меньше шансов успешно влиться в коллектив.
На самом деле детский сад (причем почти любой!) действительно может принести малышу большую пользу. Потому что это мини-социум.
Семья - тоже МИНИ-СОЦИУМ, но у близких родственников к малышу особое отношение. Здесь нет сверстников. В семье у ребенка нет возможности учиться жить с чужими людьми, искать свое место в социуме. А это очень нужно человеку! Нужно уже в 4 года, а некоторым детям - и раньше. Если нет условий для поиска себя среди своих сверстников, для тесного общения с ними, то не происходит чего-то очень важного в личностном развитии ребенка.
Есть страны, где посещение малышами детских садов строго обязательно. Там нельзя не отдать малыша в садик, как нельзя жить без паспорта или ставить машину в неположенном месте, - за это полагаются определенные санкции. Наше представление о детских садиках как о "камерах хранения для детей" иронически выразил Борис Павлович Никитин. Дескать, садики нужны потому, что не с кем оставить ребенка, пока родители на работе. Детские сады нужны и для этого тоже, но это не главное. Основное, что дает ребенку детский сад, - коллектив сверстников. Кстати, очень плохо, что в наших садиках нет разновозрастных групп. Нехорошо и то, что есть группы слишком маленькие (по 5-6 человек) или слишком большие (до 25 детей). Идеальная группа - 15 детей, где примерно поровну мальчиков и девочек.
В маленьком коллективе не хватает разнообразия характеров и слишком велико влияние взрослых. Их часто почти столько же, сколько малышей, и они успевают сами все решить, уладить конфликты, что плохо для социального и личностного развития детей.
В большом коллективе, наоборот, воспитатель часто теряет нити управления, и ребятишки оказываются предоставлены сами себе.
И все же при всех минусах чрезвычайно важно, что у ребенка появится свой коллектив сверстников, где придется искать друзей и строить отношения с теми, кто неприятен; где нужно найти свою роль (тихони или шалуна; ведущего или ведомого), освоить навыки общения. Если мама сумела понять главное: детский сад для малыша - выход в большой мир, к настоящему общению со многими людьми, непохожими по характеру, привычкам, воспитанию, половину проблемы можно считать уже решенной. Тогда и ребенок будет уверен если не в том, что детский сад - это хорошо и приятно, то хотя бы в том, что это неизбежно. Раз назад дороги нет, приходится идти вперед. Раз есть решимость идти только вперед, человек обязательно к чему-то придет, найдет что-то хорошее (пусть даже и не в самом лучшем садике).
Важно увидеть в своем малыше отдельного человека. Заинтересоваться его чувствами, внутренним миром.
К сожалению, на подсознательном уровне женщина может ощущать свое дитя именно как часть себя - хотя и физически отделенную от себя, но все равно не самостоятельную. Причина такого отношения к своему малышу - в эмоциональной и человеческой незрелости.
Любить ребенка и любить себя - разные вещи. Очень часто любовь родителей к своему чаду - это всего лишь себялюбие, продолженная на сына или дочь, вынесенная вовне любовь к себе.
Себе хочу здоровья, благополучия и своему ребенку. Себя оберегаю от опасностей - и ребенка. А вот научиться любить малыша как отдельного от себя человека бывает непросто. Кстати, лишь тот, кто научился ТАК любить свое дитя, и сам окончательно становится взрослым человеком.
Если же родители, особенно мать, подсознательно воспринимают ребенка как свою собственность, то их отношение к детскому саду (и вообще к социуму: к обществу, государству и всему миру) чисто потребительское. Моему ребенку должно быть хорошо! Причем "хорошо" в каком-то довольно примитивном смысле (чтобы не обижали, нравилась еда, чтобы не болел, чтобы хорошо развивали и учили - не более того). Все остальное неважно. Отсюда - желание найти садик получше.
Однако детский сад - не магазин или курорт. Это важная часть жизни вашего ребенка. И вы не можете предвидеть, найдет ли он себе настоящего друга в этом садике или в другом; не знаете, как сложатся у него отношения с другими детьми и с воспитателями. А суть-то в этом. В новых человеческих отношениях, которые ждут малыша в садике. Все остальное, что мы действительно можем оценить и выбрать (развивающие программы, квалификация педагогов, материальная база), - второстепенно. Способность ребенка адаптироваться вообще в любом социуме во многом зависит от психологической установки родителей. Понимают ли они, признают ли, что этот малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь? Или для них это маленькое существо - все-таки скорее _часть себя", "кусочек себя"?
Еще один момент - отношения в семье. Возможно, вы удивитесь, но полная бесконфликтность тоже вредна. Все знают, что плохо, когда близкие постоянно ссорятся. Но если они не ссорятся совсем, тоже плохо. Ведь малышу в садике ссориться придется. Такого коллектива нет, где не происходят конфликты. Поэтому приучение крохи к полной бесконфликтности ведет к тому, что ребенок становится на редкость ранимым и в то же время беспомощным. Такой малыш мало способен адаптироватьс в детском да и в любом социуме.