Чтение с дошкольником
Юля(дублирую из сообщества сюда)
Могу поделиться опытом занятий с Юлей до школы.
В садик Юля не ходила, сидела дома с няней. Няня у нас была самая обыкновенная простая женщина, она занималась с Юлей нехитрыми рукоделиями-лепками, рисунками, читала ей сказки, пела песенки, однако когда Юле стукнуло 4 года, я с ужасом поняла, что я уделяю ребенку мало времени в плане обучения чтению и счету, а няня наша просто не способна заменить меня в этом вопросе. С няней они учили буквы, но как-то напрочь неверно - МЭ, БЭ, ГЭ, ни бэ ни мэ ни кукареку, в общем. После "мэ и гэ" невозможно научить читать слоги...
Поэтому я почесала себя за ухом, и мы принялись с Юлей учить буквы "звуками", чтобы потом легче было их читать. Буквы жили на холодильнике в виде магнитов, в азбуке, на карточках, повсюду.
Где-то к 4,5 годам Юля осилила буквы (катастрофически поздно - казалось мне ))) Со слогами было намного проще. Я сама придумала метод обучения чтению слогов, вполне возможно, что помимо меня его придумал кто-то еще, например, Зайцев, но я придумала сама)) Метод такой - на карточках пишутся слоги с одним и тем же гласным звуком - МА, БА, ГА, ДА и тд. Складываются в кучку и далее ребенку говоришь:
- Я сейчас буду показывать тебе карточки и называть слоги, ты слушай. Потом ты будешь называть. Если называешь правильно - получаешь призовое очко. (сколько-то очков - приз)) Только называй быстро и первое, что приходит в голову.
Дальше показываешь ребенку карточки по кругу пока он не станет называть правильно все (как правило, очень быстро ребенок соображает что к чему)
Какие плюсы такого подхода - во-первых, ребенок не парится, что неправильно прочитает, потому что ты ему сразу говоришь "угадывай", а не читай, то есть, тут уж как повезет, а не личный успех-неуспех. Во-вторых, приз тоже играет свою роль)) Получается не обучение чтению, а мини Лас-Вегас какой-то)))
На следующий день карточки уже с другим гласным звуком так же. И тд, потом они варьируются, перемешиваются. Главное, ни в коем случае не ругать ребенка за неуспех, а поддерживать азарт "угадывания". Буквально за неделю ребенок осваивает чтение всех слогов.
Дальше нужно было научиться читать слова и тексты.
Чтение слов по слогам - ужасно занудное занятие, можете мне поверить :) Поэтому на этом этапе к нам пришла методика Домана. Причем в виде презентаций.
Вот с этого сайта. Я была в восторге. Конечно, есть некий спорный момент - подпускать ли так рано ребенка к компьютеру. Но, во-первых, Юле на тот момент было уже около пяти лет, во-вторых, я рискнула. Я не жалею об этом. Во-первых, Юля изначально начала воспринимать компьютер не как средство для тупых игр, а как источник полезной информации, что ценно само по себе. Во-вторых, презентации отнимают гораздо меньше времени, чем игры. Юля занималась полчаса утром и полчаса вечером, иногда могла еще уговорить меня днем включить ей что-нибудь. Не больше. Постепенно переключилась на маленькие книжки, собственно, пока их и читает понемногу.Зато САМА. Я ее не заставляла читать ни разу, ей самой интересно. Мне кажется, на данный момент - это самое важное.