Деление в столбик
ЮляВ прошлом году Юля по математике должна была усвоить деление в столбик. Дело было весной, мы обе как-то уже совсем обленились и хотели на море, а не делить в столбик. Я что-то вяло объясняла, но в духе "ну тут же все понятно, что еще?" На майские дети поехали на дачу и там деление в столбик до Юли пытался донести дедушка, преподаватель с огромным стажем, правда, в ВУЗе и по химии, но все равно. Юля, вроде бы, что-то поняла, но относилась к этому действию с заметным недоверием и раздражением. Хотя контрольную работу написала нормально, кажется, на "4".
В больнице, когда мы начали обсуждать планы на год, Юля боялась, что все забыла после наркоза, и я, чтобы ее успокоить, притащила разноцветные счетные палочки, пять наборов, и мы стали осваивать "деление в столбик" на палочках. Основная проблема, собственно, у Юли была с недоверием к алгоритму. Она не понимала, почему он именно такой, а все мои попытки объяснить приводили к накоплению общего пласта занудности, приуроченного к этой теме.
В больнице мы разложили палочки и решили, что красные у нас будут сотни, желтые - десятки, а зеленые - единицы. И начали делить. Например, 583 на 2.
5 - красных
8 - желтых
3 - зеленых
Пять красных палочек разложили по две штуки. Получилось две группы и одна лишняя. Лишнюю - красную - поменяли на 10 желтых. (То, что делить можно по две штуки или на две группы, а результат будет однофигственным, мы еще год назад экспериментировали, когда "от перемены мест множителей" проходили).
Оставшиеся 18 желтых чОтко поделили на 2, получили 9.
3 на 2 чОтко не поделилось, но мы не смутились, а просто записали единицу в остаток.
"Правильную" запись в столбик мы при этом не делали, а нарисовали что-то вроде табло с футбольным счетом, только клетки для разрядов. И результат деления каждого разряда вписывали в соответствующую клетку. Шоп не забыть.
- А это даже интересно! - приободрилась Юля, - Похоже на игру в магазин!
Через полчаса примерно мы сопровождали практические действия с палочками "правильной" записью в столбик, как положено. Оказалось, что все понятно.
Сейчас делит уже без палочек, говорит, что "деление в столбик теперь - это мое любимое задание, потому что легкое, а места много занимает!"
А можно еще деньгами) Ну, там, сотни, десятки, единицы - разменивать, такая касса. Если у кого тоже возникают трудности с этим действием - можно по-всякому попробовать. У меня ребенок просто такой, что плохо переносит абстрактные, оторванные от жизни теории, лишенные "плоти и крови". Одну и ту же задачу решает за 2 секунды или вообще не может решить, в зависимости от того, как подано условие. Я ей несколько раз "переводила" казенные условия задач в ситуации с родными и близкими. Деление в столбик на родных и близких не получилось - ну, можно сказать, провели практическую работу, экспериментальную. )