Анастасия
12 лет
очень верно,на мой взгляд
В каких случаях стоит говорить ребенку слово «нет»?
Я не верю в воспитание во имя воспитания и не верю в запреты ради
запретов. Воспитание, на мой взгляд, происходит в процессе
взаимодействия ребенка с реальными событиями и причинами, а запреты
имеют смысл только тогда, когда в них заложен конкретный смысл: у
любого родительского «нет» должна быть причина. Конкретная, понятная и
такая, которую взрослый может привести сам себе. «Так не делают», «это не
принято», «еще моя бабушка мне это запрещала» и тем более «я так сказал»
причинами не являются. Они расплывчаты, абстрактны и часто не основаны
ни на чем, помимо нашей хорошей памяти и желания ущемить ребенка в
той же точке, в которой в детстве ущемляли нас самих. Такое желание
можно понять, но оно редко ведет к хорошим результатам.
В жизни ребенка существует гораздо больше ограничений, нежели мы
склонны это замечать. Он не сам строит свой распорядок дня, не сам
выбирает, что съесть на завтрак (всем известен трюк с иллюзией выбора:
«Что ты хочешь на завтрак, кашу или хлопья?», но мало кто задумывается,
что реальный выбор ребенку предоставляется очень редко), часто не хочет
ходить в детский сад, тем более – рано вставать ради этого детского сада.
Кто-то ненавидит отправляться в кровать по вечерам, кому- то не нравится
спать в комнате одному или, наоборот, с тремя другими детьми. Ребенка не
спрашивают, рожать ли для него младших братьев, с ним не советуется
погода за окном и времена года, от него не зависит развод родителей,
приезд родственников, отъезд к бабушке или от бабушки (и характер этой
бабушки), путешествие на машине или автобусом, давление ремня
безопасности, дорожная тошнота, количество песочниц возле дома, состав
детей на площадке, принципы воспитательницы детского сада, выбор
школы… Да, мы все это планируем с учетом детских интересов и
потребностей, но для ребенка теоретические «интересы и потребности»
куда менее очевидны, нежели конкретный враг – трехлетний Жора, который
только что не отдал свой грузовик на поиграть. Жизнь ребенка полна
ограничений, и в этом нет ничего страшного. Так формируется человек.
Но в тот момент, когда мы утверждаем «ребенку нужно говорить «нет» -
пусть учится мириться с тем, что не всегда все в жизни происходит так, как
он хочет» - имеет смысл держать в голове, что в его жизни многое и без
того происходит не так, как он хочет. Ребенок учится воспринимать
ограничения на реальном жизненном материале, каждую минуту и каждый
день. И те «нет», которые говорим ему мы – только небольшая часть этого
материала. Поэтому, если нет причин отказать, нужно соглашаться.
Опыт восприятия слова «да» не менее, а то и более важен для развития
человека, нежели опыт восприятия слова «нет». Через наше согласие,
готовность пойти ему навстречу ребенок учится любить, получает запас
прочности, понимания и тепла. Согласию причин не нужно: оно
естественно и нормально, на нем изначально строятся отношения с
ребенком.
А вот у слова «нет» обязательно должны быть причины. Иначе ребенок не
сможет понять происходящее, а значит – извлечь из него уроки. Мы ведь
хотим научить ребенка пониманию, а не просто подчинению. Понять
можно только то, что имеет смысл, причем доступный именно тому, кого
мы пытаемся чему-нибудь научить на данном примере.
КсениЯ♥♥♥
Я с тобой согласна по поводу мотивированных отказов, и я так старалась( и стараюсь) поступать в отношении сына, но достигнув определенного возраста (около 3,5-4 лет) он стал вставать в позицию равного (т.е. принижать авторитет взрослого человека), это на мой взгляд для ребенка не есть хорошо и поэтому я стала в какие-то моменты пользоваться "нет" "потому что я так сказала" и самое удивительное это подняло мой авторитет в его глазах ))))...
03.11.2011
Ответить
Татьяна
да уж и жизнь взрослого состоит из ограничений, и у взрослого не всегда есть право выбора...)
03.11.2011
Ответить