15 лет

"Несемейное" образование.

Комментарий удален
03.01.2011
Хе :) Полагаю, вы прочитали мой пост перед тем, как ответить, а, стало быть, встретили и реминисценцию этой басни. Таки да, помню, но с батькой Крыловым не согласна. В жизни не все так схематично, как в басне. Это прекрасно, когда каждый занимается тем, к чему имеет склонность. Но на мой взгляд, лучше не замыкаться в специализации, а быть немного сапожником, немного пирожником. Ведь большинство семей не пользуются систематически услугами заведений общепита, а как-то справляются с приготовлением пищи сами, хоть и не повара по образованию. Причем, у некоторых получается существенно лучше, чем в "столовках", где как раз, вроде, повара с образованием. Про медицину и прочие страшные специальности отвечу Марии.
03.01.2011
Комментарий удален
04.01.2011
Мендельсон ни при чем) В данном посте влияние, скорее, И. Иллича с его "Deschooling society" :))) Его бунтарский анархизм мне сейчас очень близок. Несмотря на радикальный тон, книга глубокая и требующая осмысления. Я некоторые главы перечитывала для того, чтобы "въехать". Кстати, этот человек предложил одну из альтернатив школьной системе.
04.01.2011
Комментарий удален
04.01.2011
На вопросы я, как правило, отвечаю, ваш вопрос про систему пропустила ненамеренно. Под системой я подразумеваю существующую систему всеобщего школьного образования, когда считается, что обучение детей - узкоспециализированное занятие, которое качественно может осуществляться только людьми с педагогическим образованием, а СО - удел отдельных чокнутых мамаш, которым заняться больше нечем. "Ну и если о самом посте, то сравнение не корректное. В Вашем случае с проституткой- это падение нравов, а в случае школы - образованность в массы:)))" - именно потому, что так считается в нашем обществе, я и отождествила эти процессы. "Падение нравов" и "образованность в массы" - это ярлыки, штампы, если хотите ;) Давайте я наклею другие ярлыки, скажем, "сексуальное освобождение" и "всеобщее оболванивание", что изменится в сути явления? "при переходе в среднюю школу - не соглашусь, не хватит мамы, потребуются репетиторы и прочая, прочая. да и в школу ходят не только за знаниями, но и за общением, приобретением навыков социализации." Средняя школа для всех как пугало огородное))) Видимо, школа дает очень хорошее образование, коли после ее окончания о средней школе остается ощущение как о чем-то неподъемном, но, слава богу, уже пройденном. Для многих гуманитариев уже через несколько лет после окончания школы сложить на бумажке две простые дроби уже оказывается трудностью, а это пятый класс. И это говорит не о том, что учить дома нереально, а о том, что школьная система, или практика обучения, если вам не нравится слово "система", абсолютно несостоятельна и имеет очень низкий КПД. Кстати, учиться нужно в любом возрасте, так что мама имеет вполне реальный шанс подтянуть "хвосты" и узнать много интересного, открыть для себя новые горизонты, так сказать, ведь учиться на самом деле - это интересно, это кайф, хотя если сказать об этом девятиклассникам, они сочтут это в лучшем случае неудачной шуткой. Общение, приобретение навыков социализации? на 10-минутной перемене среди случайно подобранных людей? тоже крайне сомнительная вещь. Мне, например, школа никаких навыков социализации так и не дала, я как была, так и осталась нелюдимой, а в школе еще и укрепилась в мысли, что я просто какая-то "не такая". Сейчас, общаясь с действительно интересными мне людьми, я потихоньку излечиваюсь от этого комплекса, но никто меня не убедит, что школа социализирует :) Да, проблема общения для домашников довольно остро стоит в современном "школярском" обществе, когда подавляющее большинство детей днем недоступно для свободного общения, т.к. находится в школе. Но во-первых, эта проблема решаема, как и в случае с "часами на приготовление уроков", это дело техники, а во-вторых, в посте речь шла именно об образовательной части школы. Про эксперименты над детьми - с моей точки зрения, любой ребенок - это эксперимент, т.к. единой общепринятой теории, что с этими детьми все-таки делать, так и не появилось, каждый вырабатывает свою тактику методом проб и ошибок. Осторожность в этом деле лично я понимаю, как отсутствие фанатизма, что должно проявляться в гибкости и внимании на ребенке, а не на методе его воспитания. В целом от наших с вами дискуссий у меня создалось впечатление, что мы говорим на разных языках. Тем не менее, спасибо за беседу, в общем-то, этот пост писался с целью послушать оппонентов, т.к. "варка в собственном соку", общение только с единомышленниками, делает взгляды косными.
04.01.2011
Интересная идея... Я готова ее продолжить! Считаю, что врачей надо разогнать всех к чертовой матери. Вместо этого создать народную энциклопедию типа "Лечение ангины травками", "Как зампломбировать зуб в домашних условиях" и "Удаление аппендицита - пошаговая инструкция с картинками". Одновременно с врачами повыгонять за ненадобностью фармацевтов, а то они всё норовят народ антибиотиками напичкать, душегубы эдакие! Следующими в очереди будут... ну не знаю... может, строители? Чего они там понастроят, для себя-то каждый точно лучше сделает! Во всяком случае, с душой и по индивидуальному проекту. Короче, из спецов оставим только электриков, связистов и айтишников для поддержки интернета, а с остальным справимся своими силами в натуральном хозяйстве. Безо всяких там спецов-проституток!  
03.01.2011
Мария, прекрасные предложения! ;) Немного радикальные, правда. (я понимаю ваш язык, вы выбрали язык иронии(с)КВН))) Заметьте, я ничего не говорила про "разгон" коллектива школ, как, впрочем, и публичных домов. Пусть будут, для тех, у кого в этом потребность. Мало ли, родители неграмотные или жена фригидная... Однако считаю, что в норме большинство родителей может без проблем образовать своих детей на голову выше себя (+голова вверх - за счет собственного роста детей). Конечно, если родители совсем неграмотные, головы будет маловато. Если они нацеливают ребенка на Оксфорд, тоже. Впрочем, тогда и общеобразовательной школы не хватит. Но, пожалуй, я оставлю радикальный тон) Он не располагает к серьезному разговору, а на тему специализаций мне бы очень хотелось поговорить серьезно. Итак, медицина. Я разделяю для себя медицину на "профилактическую" и "хирургическую". Пусть это грубо и неграмотно. "Хирургия" - всяческие тяжелые патологии, операции, спасение жизней - дело профи. Точно так же (опять переводя разговор в сторону школ) я бы не стала учить своего ребенка карате или катанию на горных лыжах если бы он этого захотел, а просто отвела бы его в секцию к "специалистам". Про это в моем посте ни слова. И есть "профилактика", то, что по моему мнению должен знать каждый (ну хотя бы каждый родитель, т.к. детей мы обычно "лечим" активнее всего). Что делать при ОРВИ? Чем сбить температуру? Когда обращаться к врачу? (только не говорите, что надо обращаться с каждыми соплями))) Что делать при поносе? И, внимание, более интересная часть: что делать при артериальном кровотечении? Как помочь при асфиксии? Утоплении? Нет, с нами и нашими близкими, конечно, ничего этого не случится. Но мы можем оказаться просто прохожими, например, свидетелями ДТП, а скорая может ехать слишком долго. Так вот, даже профилактическая часть содержит уже достаточно много специальных знаний. Например, чтобы решить, куда-таки накладывать этот чертов жгут, когда из раны хлещет, неплохо бы помнить анатомию, даже если ты по образованию физик-ядерщик. Строители... Ммм... я сейчас пишу вам этот ответ, сидя в прекрасном доме, собственноручно выстроенном бабушкой и дедушкой моего мужа, как раз с душой и по индивидуальному проекту))) Многоэтажки, конечно, самим лучше не строить, сопромат вещь хитрая. В общем, где она, та грань, где кончается "общеобразовательный" уровень и начинается "специальный"? Кто ее установил? По каким причинам? И почему само общее образование относится уже к "специальному" уровню?
03.01.2011
Это уже серьезно. Ну, раз пошла такая пьянка... Меня очень многое... скажем так, смущает в идее домашнего образования. Например, временные рамки. Начальная школа - замечательно, я верю, что талантливая, образованная и терпеливая мама вполне справится с обучением ребенка чтению, письму, рисованию и основам природоведения. Средняя школа, на мой взгляд, уже проблематичнее - и предметов больше, и уровень посложнее. В старших классах с качественным домашним обучением справятся, на мой взгляд, единицы - или придется опять же прибегать к услугам профессионалов за деньги (и немалые!). Так что же, учить ребенка дома, в тепле и уюте, класса так до 6-7-8, а потом бросать его в жестокий мир школы, с бездушными профессиональными учителями и (что гораздо страшнее) со сволочами-одноклассниками? Еще один момент, который мне как-то не очень ясен. Я нисколько не специалист по хоумскулингу, но в мои рабочие обязанности входит организация всяких профессиональных курсов, семинаров, лекций - и администрирование, и непосредственно подготовка и проведение "уроков". Железное правило расчета времени гласит, что на подготовку надо выделить вдвое больше времени, чем на собственно лекцию, то есть часовую презентацию, например, надо готовить около двух часов. Допустим, при домашнем обучении маме надо меньше времени - например, ровно по продолжительности урока. Допустим, что домашнее обучение настолько эффективнее школьного, что ребенку надо на 25% времени меньше на собственно занятия (3 урока в день вместо 4 как принято в начальной школе) и совсем не надо времени на домашние задания (30 минут занятие с мамой, 15 мин на самостоятельную работу). Даже со всеми этими немалыми допущениями на обучение будет уходить около 2.5 часов в день (3 урока по 45 мин + 2 перемены по 10 мин = 145 мин). Соответственно, около пары часов маме надо на подготовку. Итого - 4-5 часов в день на одного ребенка в начальной школе. Как я уже говорила, в средних и старших классах усилия требуются гораздо более серьезные. Вы все еще верите, что мама в состоянии обеспечить качественное домашнее образование для 2-3 и более разновозрастных детей??? Лично мне гораздо более реальным представляется вариант, когда дети учатся "чему-нибудь и как-нибудь", а мама руководит процессом параллельно с варкой борща и прочими домашними обязанностями. Это, безусловно, очень мило, только вот к образованию имеет отношение весьма приблизительное. Об Оксфорде никто и не заикается, тут бы аттестат о среднем образовании как-нибудь вытянуть бы... Ну и напоследок о специализации. Вы ведь человек образованный, историю наверняка изучали, и должны быть в курсе, что развитие общества начинается именно со специализации, и её уровень свидетельствует об уровне развития этого самого общества. А если спуститься на грешную землю, то вот личный пример: я сама умею и хлеб печь, и одежду шить, и носки вязать. И когда мне хочется чего-нибудь такого-эдакого, я с удовольствием этим занимаюсь - в качестве хобби, для души. Тем не менее, хлеб на каждый день я предпочитаю покупать готовый, точно так же, как и одежду, нижнее белье и носки. Причина очень простая: я ценю свое время и свои силы. Профессионал испечет хлеб или сошьет рубашку гораздо быстрее и дешевле, а я быстрее пекаря напишу программу или найду ошибку в базе данных. Результатами же нашего труда мы обмениваемся с помощью денег - но это меня уже в политэкономию понесло... Короче, я считаю домашнее обучение нужным только в случаях реальной необходимости (тонкая душевная организация ребенка или мамы таковыми не являются) и при массе дополнительных условий (уровень образования и специальной подготовки родителей, материальный достаток, позволяющий нанимать репетиторов и возможность и готовность родителей социализировать ребенка другими способами - кружки, секции и т.п.). Во всех других случаях хоумскулинг является блажью мам, которым заняться больше нечем - уж извините за резкость...
04.01.2011
По поводу часов и уроков. Мне очень нравится отрывок поста одной мамы на СО: "У нас нет уроков. У нас нет тетрадей. Нет красных ручек. Нет оценок. Нет ошибок. Ничего похожего. Мы, строго говоря, не учимся в обывательском понимании. Мы общаемся. Мы просто разговариваем на разные темы. Задаю ли темы я? Нет. Скорее я просто стараюсь интересно отвечать на вопросы, которые задает ребенок. На что же это похоже? Попытаюсь объяснить.Например, мы смотрим мультфильм в котором упоминается беркут. Ярослав спрашивает меня кто такие беркуты. Мы лезем в Wikipedia и выясняем, что это за птицы, где они живут, чем питаются, как выращивают птенцов. Ярик рисует большого красивого беркута. Или лепит из пластилина. Не потому что я говорю ему это сделать. Нет. Просто ему хочется нарисовать птицу, гнездо, дерево. По ходу дела мы выясняем какие птицы живут в нашем парке, чем питаются, когда улетают в теплые края. Когда я рассказываю об одном возникают новые вопросы.Чем питаются голуби? Злаками. А как их покормить? Сделать кормушку. Вот уже у Ярика и папы есть заботы на выходных - разработать модель кормушки, построить и водрузить в парке в специальном месте где люди отвели площадку под кормушки. Еще там можно покормить синиц прямо с рук. Ой как они зависают над ладонью, прямо колибри. Мама, а кто такие колибри?По такому сценарию проходят все наши "уроки". Благодаря этому мы знаем историю космических полетов, строение солнечной системы, у нас есть модель вращения земли вокруг солнца, смены пор года и лунных фаз. мы знаем что такое затмение и почему оно происходит. По той же причине у нас дома появилось тело человека, мы знаем назначение внутренних органов, кое-что про генетику и работу мозга.Пока Ярослав ждал братика мы выяснили как происходит зачатие, фазы развития эмбриона, механизм родовой деятельности и даже понаблюдали на видео, как малыш появляется на свет. К слову, если ребенок уже видел рождение оленят по Discovery, рождение человеческого детеныша воспринимается вполне естественно.Так у нас появился глобус с географической и политической картой. Ярик уверенно знает не только континенты, но и океаны, некоторые моря и острова, страны и их столицы. Точно таким же образом в доме завелся микроскоп, телескоп и полевой бинокль. Конструктор с микроэлектронными компонентами и набор юного химика. На подоконнике мы выращиваем плесень(для того чтоб рассмотреть ее под микроскопом) и лук. Под микроскопом мы смотрим на все. Начиная от крыла найденной за холодильником мухи и заканчивая содержимым подгузника младшего братишки.Мы не интересуемся всем и сразу. Один интерес сменяет другой. Еще пол-года назад это была медицина. До этого мы интересовались динозаврами. Сейчас мы увлеклись конструктором. Любое увлечение может быть познавательным. Играем Lego. А из чего делается пластмасса? Сидим за компьютером. А как он устроен? Клеем обои. Из чего сделана бумага?Мир пронизан вопросами. И самое захватывающее в том что отвечая на них вы открываете новую реальность. Если бы не мой ребенок я бы никогда не узнала что на моем балконе есть осиное гнездо. А если бы и узнала, то уничтожила бы его. А благодаря Ярику я теперь знаю много про социальное устройство пчел и термитов." Это называется анскулинг. То, что мне сейчас наиболее близко. На мой взгляд, в норме, т.е. при нормальном общении родителей с ребенком, с помощью анскулинга можно образовать ребенка на голову выше родителей. Именно это я и подразумевала под "беспроблемным обучением". Конечно, это лишь теоретическое предположение, не подтвержденное практикой. Т.к. даже при СО в существующих реалиях надо проходить аттестации и соответствовать программе, написанной "умными дядями", то вариант анскулинга в чистом виде в России неприменим. Есть и другие техники, методики. Их много, есть из чего выбрать. Но я бы не зацикливалась на методике традиционной школы, потому что она заточена под класс из 30 совершенно разных людей, волею случая вынужденных сидеть в одном помещении n раз по 40 минут и слушать потоки бесконечных слов. То, что вы описали - это чисто технические моменты. Техника вторична, сначала надо определиться с целями. Зачем вообще нужно общее образование? Как вы для себя отвечаете на этот вопрос?   Теперь о специализации. Специализация дешевле в плане ресурсов. Дешевле в промышленном масштабе произвести мильен хлебов, чем предоставить каждому возможность месить тесто или снабдить хлебопечкой. Так что если исходить из предположения, что потребности общества бесконечны - вы абсолютно правы, уровень специализации говорит об уровне развития общества. Современное общество зиждется на непомерном раздувании потребностей "извне": бесконечные рекламы, мегамаркеты, слоганы, модные штучки, сложные изысканные блюда... Есть, правда, люди, которые намеренно отказываются участвовать в этой гонке, дауншифтеры. Мне кажется, что идеи дауншифтинга и СО растут от одного корня :) "Ценность институционализированного человека зависит от того, сколько мусора он может переработать. Образно говоря, человек стал идолом собственных изделий. Он уже сам себя видит печью, в которой сжигаются ценности, создаваемые им же порожденными инструментами. И нет предела его способности потреблять. Так дело Прометея доводится до абсурда." (с) Иван Иллич. Итак, возвращаясь к специализации: я не отвергаю идею специализации вообще, есть области, где без узкой специализации никуда, иначе мы вернемся к натуральному хозяйству, а собирать ядерные реакторы на коленке из того, что выросло на огороде, весьма проблематично. Я считаю, что необходимость специализации сейчас сильно преувеличивается, и баланс между "общим" и "специальным" сильно смещен в сторону последнего.
04.01.2011
Согласна, давайте определяться с целями. Моя цель как мамы - помочь детям вырасти здоровыми морально и физически и успешными в социальном и экономическом плане людьми. Не мной придумано, что "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя": нельзя стать успешным, будучи изгоем. Хорошо, смягчим формулировку: замкнувшись в небольшом изолированном социуме. Вы ведь не будете отрицать, что приверженцы идеи домашнего образования по большей части общаются со своими единомышленниками? И вот сидит себе замечательный мальчик Ярик, лепит беркутов, разглядывает какашки младшего брата в микроскоп и замечательно развивается. А потом вдруг вырастает, и оказывается, что со своим домашним образованием он может, например, в дворники пойти... Работа хорошая, но уж очень мало оплачиваемая. А для хорошей работы учиться надо. И для начала - сдать экзамены и получить аттестат. А потом (если ему это удастся) продолжить учиться и сдавать еще много-много экзаменов... Вы уверены, что изучение осиного гнезда на балконе хорошо подготавливает молодого человека к изучению, например, высшей математики? В общем-то, между нами, даже и набор юного химика к собственно химии отношение имеет весьма приблизительное. Хотя, конечно, Ярик может стать весьма уважаемым членом какой-нибудь общины, живущей вдали от цивилизации и рОстящей детей в соответствии со своими принципами и убеждениями. Если это является целью его мамы, то она, видимо, её достигнет. Со всем моим уважением к процитированной вами выше маме я всё-таки не вижу в ее восторженных описаниях ничего такого, чего бы я не читала в десятках других дневников, не видела бы в своей семье или семьях своих друзей. Многие дети в каком-то возрасте увлекаются динозаврами, разглядывают всё подряд в микроскоп или изучают осиные гнезда - и всё это идет не ВМЕСТО обучения в школе, а ПАРАЛЛЕЛЬНО ему. Разницу улавливаете? Никто не отменяет необходимость (и потребность!) развивать своего ребенка, и у думающих и любящих родителей всегда найдется время на то, чтобы сделать с ребенком кормушку или посмотреть через закопченное стеклышко на солнечное затмение. И рассказать, и показать, и объяснить, и научить. И, кстати, когда наши всесторонне образованные дети вырастут, не исключено, что они создадут какое-нибудь очередное "взад-к-природе-матушке" движение и возглавят его :) Нынешние-то отцы-основатели тоже ведь не на хоумскулинге выросли и диссертации позащищали :)  
05.01.2011
Комментарий удален
04.01.2011
Я не против обращения к узкоспециализированным людям, я просто не считаю общее образование узкоспециализированным делом :)))
04.01.2011
Млечный путь под фонарем... Искренность или "непогрешимость"?