О путешествиях на поездах. Тарифы, условия, скидки.
ПоездкиНачала писать о путешествии в Воронеж, и скатилась на описание тарифов РЖД. Ну что ж, значит, напишу сначала о РЖД. В тарифах у них и впрямь можно запутаться, поэтому если вдруг кто не разбирался, краткую выжимку привожу под катом. 
У РЖД есть два механизма формирования цен на билеты: и . Постепенно они планово переходят от первого механизма ко второму. О том, что на поезд действует "динамическое ценообразование", можно узнать по аббревиатуре "ДЦ" на соответствующей поезду строке в результатах поиска маршрута на . Кроме того, список направлений, по которым действует динамическое ценообразование, можно посмотреть .
Сезонные коэффициенты публикуются заранее на весь следующий год. Как правило (вот уже который год подряд), среди относительно небольших скидок и наценок есть один период со скидкой 50%. Раньше это был один день, 9 мая, а в этом году сделали 2 дня, 8-9 мая. Так что если запланируете в следующем году на вторые майские куда-то ехать, и РЖД не изменит своей традиции, этой скидкой можно воспользоваться, и поехать за полцены.
Кроме сезонных коэффициентов, стоимость билетов на те поезда, на которые пока не распространяется программа "динамическое ценообразование", зависит от того, насколько загодя приобретается билет. Этот механизм скидок и наценок называется . Из условий тарифа следует, что выгоднее всего приобретать билеты за 45-31 суток, и на верхние места. Некоторые поезда (такие как Москва-Хельсинки) доступны за 60 дней, и, таким образом, за 60-45 дней скидка еще выше.
На ребенка до 5 лет можно оформить бесплатный билет без места (при наличии билета у сопровождающего взрослого). Как показывает практика, с 5-летним ребенком на одной полке шириной 70 см спать уже довольно некомфортно, но всё же. А с 5 до 10 лет можно оформить льготный билет (скидка до 65%). Так что при наличии 2 взрослых и 2 детей можно с хорошей скидкой выкупить всё купе и не досаждать попутчикам :)
И последний момент: если зарегистрироваться в программе , то часть стоимости билетов будет возвращаться баллами, на которые потом можно тоже покупать билеты. Что-то вроде кэшбэка или бонусных миль. Регистрировать в программе можно и детей, причем с рождения (раньше было нельзя).
Теперь что касается условий.
В этом плане РЖД растёт над собой, и условия проезда постоянно улучшаются (хотя в каком-то плане появляются новые неудобства, о которых также скажу). Так, в фирменных поездах уже практически всегда включается питание (пакет с холодным пайком и горячий завтрак), и не надо брать "курицу в поезд" :))) О наличии или отсутствии питания можно узнать по очередной адовой аббревиатуре, однако, как показала практика, не всегда это удается сделать корректно, лучше, наверное, позвонить/написать в РЖД и уточнить. Так, согласно аббревиатуре, фирменный поезд Воронеж-Москва значился как "без услуг", на деле же на столике в купе нас ждали заботливо собранные 4 пакета с холодным пайком: вода 200мл, йогурт, батончик-мюсли, куриная нарезка (вполне съедобная и прекрасная по КБЖУ))), булочки, масло, плавленный сырок и т.п.
Во всех фирменных поездах туалеты "био", и работают на стоянках, что не может не радовать маму, ребенок которой вот-прям-ща захотел "а-а". По поводу не-фирменных точно не знаю. Чистота и наличие индивидуальных гигиенических накладок на унитаз различаются от поезда к поезду, во Льве Толстом (Москва-Хельсинки) туалеты такие, что даже не страшно ребенка посадить :))) Лев Толстой - вообще отдельная песня, в 2014 году купейные вагоны переоборудовали, теперь в каждом купе (!) умывальник и индивидуальный кондиционер, а на вагон - душевая. Кулер с горячей и холодной водой, микроволновка - доступны в купе проводника. По-моему, это прекрасно.
И о минусах. Теперь в поезде Лев Толстой нет верхних багажных полок. Так что тем, кто берет с собой "диван, чемодан, саквояж", придется потесниться. Димка спрашивал, как насчет багажного вагона, ему ответили, что его нет, есть только вагон для автомобилей. Так что для нас, полюбивших брать с собой велосипеды, а также для туристов, любителей брать с собой байдарки и рюкзаки на 90 литров - этот поезд теперь крайне неудобен. Мы очень порадовались, что когда ездили в Финляндию в 2012 году, вагоны были еще "старые", в которые наши с друзьями 5 велосипедов со скрипом, но влезли (заняв 2 купе).
При этом если уже есть аккаунт РЖД-бонус, его можно указать при оформлении билета, а можно ввести поездку пост-фактум (по-моему, сроком не позже, чем полгода). Если аккаунта РЖД-бонус нет, его можно завести и тоже внести поездку пост-фактум, но тут срок уже меньше, вроде, только за месяц так можно сделать.