Хроники занимающейся мамы. Новые горизонты
Хроники занимающейся мамыСегодня я подумала, что название этой рубрики в моем дневнике нужно менять. Потому что за последние пару недель моя философия настолько изменилась, что ни о каких занятиях сейчас речь не идет. А потом я посмотрела на него еще раз и поняла, что все правильно. Я действительно занимаюсь. Но не с ребенком, а с собой. И в порядок привожу свою голову, свои приоритеты и свое отношение к нашей с сыном жизни. Так что все останется по-старому
В нашу с Ярославом жизнь прочно входит наблюдение. Никогда бы не подумала, что это так увлекательно! А главное - как быстро адаптируется к этому ребенок!! Убеждаюсь, что природой заложен в нем собственный интерес, который нужно поддерживать и оберегать. И все становится на свои места. Сразу выделяются дела, которые ребенку интересны более других и внутреннее напряжение уходит, когда не пытаешься навязывать свою логику и рамки. Когда я смотрю, как мой сын чем-то увлеченно занимается, я ОТДЫХАЮ!! По-настоящему отдыхаю! Все три года его жизни я постоянно чувствовала себя очень уставшей, занятой и ничего не успевающей. А сейчас вдруг отдыхаю, просто смотря на него. Самое сложное в этом деле - отпустить ситуацию. Не дергать, не советовать и не поправлять. Дать разобраться со всем самому. Конечно, я всегда готова быстро и незаметно оказать помощь. Но стараюсь делать это только в последний момент, когда другого варианта уже нет. И так, чтобы эта помощь была почти незаметной. И главное молчать! Вот уж где действительно молчание - золото. Даже если "сейчас прольешь", даже если "локтем в суп почти залез", даже если "аааааааа, что же он делает!!". Если это не касается прямого ущерба жизни и здоровью ребенка - молчать. Он САМ поймет свою ошибку. Вот в чем волшебство! И вот так вот "ты что же не видишь, что кружка полная уже, куда еще наливаешь" тоже не надо. Видит. Но хочет проверить, что будет, если долить еще. Мы, взрослые, все очень хорошо знаем. И что кружка полная, и что духовка горячая, и что ночью нужно спать. И это мешает нам наблюдать. Мешает наслаждаться тем, как наш ребенок открывает для себя законы этого мира. Об этом столько всего писали, но, видимо, пока сам не дойдешь до этой мысли, ничего не поймешь. Ведь сколько вокруг этих "смотри, как надо", "сейчас покажу", "делай вот так". А ребенок хочет сам! Понять, догадаться, разобраться! А вдруг он в процессе что-то новое придумает, чего нам, взрослым, и не понять из-за слишком застрявшего в логике и обыденности ума. Ведь дети не знают, что у каждого предмета только одна основная функция! Они могут придумать бесконечное число действий с каждой вещью в доме. Вот пусть и придумывают.
С чем у меня всегда была самая большая проблема в наблюдении - я слишком перфекционистка. Я поправляла неправильно вставший пазл, стирала каплю воды со стола и подбирала выпавшие из корзинки каштаны. Это все делать нельзя!! Если уж никак не получается с собой совладать - лучше просто выйти из комнаты и оставить ребенка заниматься его делом. Или отсесть подальше, чтобы не дотянуться незаметно. Все эти лишние действия очень отвлекают. Ребенок начинает задумываться не о том, о чем нужно. Он не поглощен процессом полностью, его постоянно дергают. В идеале нужно думать, как организовать пространство. Я начала подстилать сложенное вдвое толстое полотенце при его играх с водой - оно хорошо впитывает даже большое количество жидкости. А при играх с крупами наоборот все убрала кроме маленького подноса. Мне проще и быстрее подмести пол, чем вытряхивать все эти клеенки-скатерти-пледы. Когда ребенок рисует пальчиковыми красками, рядом с ним стоит большая миска с водой и лежит полотенце. И я учусь спокойно наблюдать за тем, как он пятым слоем краски одного и того же цвета мажет одно и то же место на картинке.
А еще мне приходится постоянно бороться с главным рефлексом мамы - "давай быстрее". Быстрее завтракать, чтобы успеть погулять; быстро гулять, чтобы успеть к обеду; быстро обедать, чтобы успеть поспать - это бесконечная череда пинков для ребенка. И меня так жутко бесило то, что он постоянно тянет резину! Пока вдруг до меня не дошло: он не задерживает меня осознанно. Катя, ему ведь 3 года!!! Он увидел дело, которым нужно срочно заняться! Сейчас! Потому что вспомнил, что давно не лепил. Или не довез машину до стоянки. Или яблоко нужно вот прямо сейчас. И теперь я, наконец, поняла, что надо давать ребенку то, что ему нужно. Не абстрактно "свежий воздух полезен всем детям", а "хорошо, давай полепим и потом сразу пойдем гулять". Да, режим дня по часам плохо соблюдается при таком раскладе. Но он для ребенка и не существует. Ребенок знает, что после прогулки будет обед, а потом тихий час. А будет это в 12, 13 или 14 часов - ему глубоко безразлично. Конечно, моему сыну 3 года и он уже знает, что если мама на пороге в кроссовках, то и ему пора оставить свои машинки. Может быть, будь он поменьше, я все же больше настаивала бы на каких-то временных рамках. Но и там можно снизить градус страстей, если просто забыть о часах и делать дела не по времени, а по очереди.
Жаль, что все эти знания не пришли ко мне раньше. Но хорошо, что они пришли сейчас, когда у нас впереди еще столько интересного!