Мои методы воспитания Лизы
ВоспитаниеКонкретно мои методы для воспитания конкретной Лизы.
1. Я отношусь к ней, как к иностранцу. То есть к человеку моего же интеллектуального уровня, но плохо владеющим русским. То есть, если бы я шла по улице с чернокожим белозубым красавцем и он бы пялился на каждую короткую юбку и с присвистом улюлюкал вслед, я бы не стала на него орать: "Джонни! Перестань немедленно!" Просто в следующий раз я бы надела юбку покороче.
Если Лиза перепутает, что воду нельзя лить на пол, что у нас не принято кормить кота курагой, то я просто объясняю ей, что да, в России так не делают. При этом стараюсь говорить это так, чтобы не вводить ее в конфуз. Ну ей, наверно, и так неловко, она ж чувствует, что я как-то не так посмотрела в первые секунды. Поэтому стараюсь не опускать ее достоинство еще ниже. Просто говорю: "Лизонька, ммм, зря ты засовываешь телефон в стиралку, он не будет работать. Давай его достанем и отнесем в комнату".
Всегда с уважением, как к иностранному гостю, отношусь к ней в любых действиях. Ну например, нам дали посмотреть фотографии. Мы смотрим, Лиза подбегает и тоже хочет - дергает их из моих рук и хочет вырвать. Я думаю: "Ну она же не дура их рвать и жрать, она просто хочет тоже посмотреть". И я говорю: "Давай посмотрим вместе". Разворачиваю их так, чтобы было видно всем, и ребенок спокойно разглядывает. Потому что, вот если бы это был иностранец, то я бы ведь не стала на него кричать: "Не трогай! Это не твое! Убери свои черные ладошки!"
Вообще стараюсь на нее не кричать. Потому что где-то прочитала, что если вы не хотите, чтобы чужие люди кричали на вашего ребенка, никогда не кричите на него сами. И это меня прямо тронуло. Я не представляю, что воспиталки в саду будут срывать злость на моего ребенка. Поэтому надо, чтобы Лиза вела себя спокойно и уверенно. Спокойствие и уверенность ей дает мое уважительное отношение к ней.
Конечно, сначала все было не так. Было море слез с обеих сторон, море криков и истерик опять же с обеих сторон. Спустя полтора года материнства я прогрессировала в своем поведении. Я реально стала гораздо спокойнее относится ко многим вещам. И да, я горжусь собой!
Общение как с иностранцем вообще очень выручает. Вот пришли мы брать кровь из пальца. Я все-все поясняю Лизе. "Вот сейчас мы зайдем к тете врачу, она тебе вот так пальчик сделает - чик! - и у тебя будет красная кровь. Прямо красная-красная!" Заходим в кабинет, Лиза в принципе уже представляет, что будет. Врач берет ее руку, я не перестаю разговаривать - вот сейчас тебя уколят - чик. Врач колет - чик! Дочка не успевает даже понять, что сделали. Потом начинают по капле выдавливать кровь. Лиза начинает нервничать. "Посмотри-посмотри какие капельки! Видишь, капельки в трубочку катятся..." и бла-бла-бла. Эта болтовня дает понять ребенку, что у мамы все под контролем, мама знает, что происходит и все идет по плану. Мама не переживает, что кто-то сейчас зарежет Лизу насмерть, поэтому и Лиза не переживает. Просто смотрит на свой палец и удивляется, какая кровь на самом деле красная.
Первое время я очень стеснялась постоянно разговаривать с Лизой на людях. Она была лежачим кабачком и это было странно - разговаривать с кабачком. А когда я видела, как малышка реально успокаивается, когда я ей все объясняю, я плюнула на то, что подумают окружающие. Вон в цивилизованной Европе содомиты в жопу ебутся и не стесняются об этом с гордостью рассказывать. А я буду с собственным ребенком стесняться разговаривать?! Ну и еще на площадках я видела мам двухлетних малышей, которые тоже не стеснялись разговаривать и их дети реально отличались спокойностью и рассудительностью.
2. Техника активного слушания. Это, я скажу вам, вещь. Она действительно работает со всеми людьми, а не только с детьми. Описана она у Гиппенрейтер в "Общаться с ребенком. Как?" Вообще, Юлия Борисовна и эта ее книга - это Библия для меня. Вообще, я бы не пускала беременных в роддом, пока они не сдадут устный экзамен по знанию этой книги. Лиза упала и плачет. Раньше я говорила: "Ну че рыдаешь-то как корова! Ну упала и упала, че выть-то!" Сейчас же я поумнела))) Я говорю: "Лиза упала. Лизе больно. Она хотела забраться на стол, но подскользнулась. Сейчас все пройдет! Давай мы возьмем яблочко и пойдем играть." Ребенок успокаивается в разы быстрее. Это прям проверено.
3. Моя мимика. Пока мой туземчик плохо понимает слова, она профессионально все считывает по лицу. Ну тут классика - когда только научилась ползать и начали появляться первые шишки, я очень следила за своим лицом. Вот она ползла, ползла и стукнулась. Что-то непонятное произошло с Лизой. Что же делать, как же реагировать - смотрит на меня. Если я хоть на секунду замешкаюсь и испугливо подниму брови и вскрикну - то все - малышковая сирена завоет. Теперь я в этом профи. Покер-фейс на моем лице - я говорю - ба-бах! Лиза повторяет - ба-бах! И веселая ползет дальше. Ну это если реально пустяковый ушиб, а если ей больно, то применяю технику активного слушания.
Также и я понимаю любую мимику своей дочери. Начиналось все с высаживания. По малейшему ее скривлению личика я догадывалась - по-малому дитятко хочет или по-большому, или поесть, или кота. Дальше - больше. Сейчас ей полтора - и по ехидному движению глазных яблок Лизы в левый верхний угол я догадываюсь, что мой телефон спрятан во внутреннем кармане маленькой коричневой сумочки, спрятанной в корзине на кухне.
4. Свобода действий. Если она хочет есть сама - ест сама. Если она хочет рисовать сама - рисует сама. Хочет играть на пианино сама - играет сама. Хочет чистить зубы сама - чистит сама. Хочет надеть штаны сама - надевает сама. Поощряю все ее желания быть самостоятельной. Вокруг хаос и трупы котов, но ребенок занят своими важными делами. Уборку потом наводим вместе. Долго, неделями, но вместе.
5. Слежу за своими мыслями. Это, пожалуй, главное. Если я хреново настроюсь с утра, то не будет сил петь песни при мытье посуды. Если не буду улыбаться весь день, то есть риск, что у меня вырастет угрюмая дочь, которая не поймет шутку про задроченного козла. А это самый смешной анекдот в нашей семье. Если она его не поймет, то она как будто не будет в прайде.
6. Не смеюсь над ней, не называю хрюшкой, пресекаю желания других взрослых высмеять ее неловкие движения и прочее. Если в компании незнакомых ей людей она чувствует себя неуютно, никогда не скажу ей: "Ну чего стесняешься? Не будь букой! Помаши дяде!" Наша дочь личность, а не маленькая обезьянка.
7. В воспитании Лизы не загоняюсь над воспитанием Лизы. Помимо Лизы в доме есть я, иногда вечером приходит Паша и, вроде бы, есть какой-то кот. Не осложняю себе жизнь, иначе зачем жить. Мы редко купаем дочку, редко гуляем. Делаем выбор в пользу качества, а не количества.
Благодаря всему этому у меня бывают такие моменты, как сегодня, когда Лиза спит, подложив ладошки под пухлую щечку, третий час подряд, а мне так и не терпится уже ее разбудить и потискать!
Я люблю ее!
Понимаю, что второй ребенок будет другим, но к этой парадигме я пришла сквозь пот и кровь, так что надеюсь, она сработает и в дальнейшем.