6 стадий выполнения домашнего задания с ребенком
По мотивам опыта, описанного в интернете, и собственного опыта
Помните наше детство? Нам задавали домашнее задание? Конечно, задавали! Много? Тогда казалось что много! Мы его делали? Естественно делали! Ревели, ворчали, молча ненавидели школу, но делали! И делали его сами! Ведь правда?
И справлялись! Да, родители проверяли, помогали, контролировали. Но все было как-то выполнимо! По крайней мере, я не помню, чтоб мне задавали что-то, с чем я не могла справиться самостоятельно.
Я не помню, чтобы я читала дни напролет и все равно не успевала прочесть заданную книгу в срок, с системой уравнений я точно познакомилась не в третьем классе, и глаголообразующие, формообразующие и возвратные суффиксы я вряд ли узнала в младшей школе! Господи! Мой сын учится в третьем классе! Я на днях выяснила, что он плохо умеет шнуровать ботинки (знаю, что моя вина! Запарюсь над этим на весенних каникулах!), но зато он может решить задачу в миллион действий, где надо узнать сколько обоев нужно купить для оклейки помещения с известными параметрами за вычетом оконных и дверных проемов, при этом необходимо избежать горизонтальных стыков! Глядя на то, что они учат сейчас в младшей школе, мне становится жутко от мысли о том, а что же будет в старших классах. При этом (я сужу по своему ребенку) изобилие научных фактов не делает его каким-то более приспособленным к жизни. Хотя это уже, наверное, наша задача, а не задача школы.
Не поймите меня неправильно! Я рада, что дети так много учат и знают! Но домашка! ГОСПОДИ! ДОМАШКАААА!!! В последние три года мое любимое, а вернее единственное вечернее времяпрепровождение - это выполнение домашнего задания со своим сыном. И если у Вас дети тоже учатся в младших классах, уверена, Вы тоже, время от времени, проходите через эти 6 стадий.
Стадия 1: Выясняем наличие домашнего задания
Все начинается вполне радужно. Спрашиваем у ребенка:
- Что задали?
- Ничего.
Продолжаем заниматься своими делами. Проходит полчаса.
- Точно ничего не задали?
- Да точно-точно.
Этот диалог может продолжаться бессчетное количество раз, пока, наконец, Вы не освободитесь и не возьмете в руки дневник.
- ОЙ, БАТЮШКИ! ОКАЗЫВАЕТСЯ НАМ ЗАДАЛИ! А Я И ПОДЗАБЫЛ!
Клянусь, меня уже в этот момент начинает рвать на части!!!!. Но терпеливо вздыхаю и спокойно говорю: «Ну что ж! Садись!»
Стадия 2: Поиск тетради, учебника и вообще нужной страницы
Сын берет портфель, смотрит в него, откладывает в сторону, перекладывает бумажки на столе, заглядывает в шкаф и удивленно изрекает, что у него нет тетради. Классическая мамина реакция - цокаем и закатываем глаза.
- Ну дак ищи!
- Ну дак ищу! Не могу найти!
Беру сама в руки портфель, абсолютно уверенная, что сейчас я там моментально обнаружу тетрадь.
- - ЧЁЁЁЁРТ! Что у тебя в портфеле творится? - Такое чувство, что кто-то из одноклассников высыпал в наш рюкзак мусорное ведро!
- Ты когда вообще в рюкзаке прибирался? - спрашиваю я, выкладывая горсть фантиков, огрызок от яблока, пустой одноразовый стаканчик, какие-то листочки (ой, это оказывается тетрадь по английскому, просто ему срочно нужна была обложка для тетради по математике, так как у той на обложке они рисовали роботов, а сегодня надо было срочно сдавать тетрадь!).
- А это что?
- А это открытка - на трудах делали. Она не высохла и прилипла к английскому. Но ты не волнуйся, я сейчас ее отдеру!!!
Отвечая на мои бесконечные вопросы, ребенок продолжает рыться на столе и, Слава тебе Господи!, находит тетрадь!
Стадия 3: Начинаем домашнее задание
Открываем с таким трудом найденную тетрадь и учебник на нужной странице. Оглядываюсь - ребенок играет на полу в лего. Это очень важно, так как в субботу придут в гости его друзья, а у него развалился Дворец Золотого Ниндзя. Беру себя в руки и напоминаю, что сначала надо сделать домашнее задание!
Нудно повторяю просьбу три-четыре раза, пускаю в ход угрозы отобрать лего до самых каникул, и … дергаю ребенка за руку и силой усаживаю за стол (при этом клянусь себе, что применение силы - это в последний раз!). Он начинает выть, как ему больно / обижается, и убегает в туалет / гордо закатывает глаза и со словами «Вообще-то бить детей нельзя!» усаживается за стол.
Стадия 4: Выполняем домашнее задание
Наконец все успокоились, помирились и начали выполнение домашнего задания - читаем задание. Чем дальше читаем, тем больше потеют мои ладошки! ПЕРЕПРОВЕРЯЮ ОБЛОЖКУ УЧЕБНИКА. А ЭТО ТОЧНО УЧЕБНИК ЗА 3 КЛАСС? Задумываюсь, если я, взрослый человек с высшим образованием, с таким трудом представляю, как надо выполнить задание, как же справится ребенок?
Не желая признавать свою несостоятельность, спрашиваю у сына, как ОН считает, нужно выполнять задание. При этом молюсь всем богам, чтобы он знал, так как понимаю, что иначе, в лучшем случае, я смогу посмотреть ответ в интернете. Спустя полчаса, в течение которых мы все еще не закончили с первым предметом, мы разговариваем в десять раз громче, чем полчаса назад, и я готова позвонить на работу и попросить отработать еще одну смену, даже ночную!, если кто-нибудь сделает домашку с моим сыном.
Стадия 5: Заканчиваем домашнее задание
Спустя неопределенное количество времени, пережив три истерики, причем одна из них - моя, мы с ребенком, НАКОНЕЦ, сделали то, что, по словам учителя на собрании, должно занимать не более полутора часов. Чувство глубочайшего удовлетворения накрывает меня с головой, я расплываюсь в идиотской улыбке и иду ставить чайник. Я все еще пребываю в экстазе, как вдруг в дверях кухни появляется сын с еще каким-то листочком. Ой! Завтра надо сдавать олимпиаду, которую выдали еще в прошлую субботу, а он только сейчас о ней вспомнил!
- Мам! Ну помоги, а?
- Я СЕЙЧАС ТЕБЯ УБЬЮ! - ору я и мне уже без разницы, что подумают соседи. Ну вот почему тетрадь он никак не мог найти, а этот проклятый листочек нашелся? Только уже почти ночь, он устал, я устала, надо просто быстро покончить с этим листочком!
- ДАВАЙ СЮДА! - и я все делаю сама, пока сын складывает портфель. Если мы и это будем делать вместе, есть риск того, что кто-нибудь из нас не переживет этого!
Стадия 6: Приходим в себя после выполнения домашнего задания
Всё! Количество седых волос у меня добавилось, число таблеток валерьянки в аптечке сократилось, но домашнее задание на сегодня мы сделали! Кажется, даже соседи вздохнули с облегчением! В этот раз действительно ВСЁ! Складываем портфель, умываемся, обнимаемся!!! И идем пить чай!
Спокойной ночи!