Рамки-вкладыши Монтессори. Играем много лет!
Развивающие пособия


-
Рамки-вкладыши Монтессори
- это игра из арсенала развивающих игр семьи Никитиных. Они взяли идею этих рамок из трудов Монтессори, которая с помощью своеобразных заданий и пособий воплощала в жизнь свой метод саморазвития. При этом, занимаясь с умственно отсталыми детьми, она добивалась того, что к моменту поступления в школу они даже превосходили по развитию нормальных детей.
настолько функциональны, что могут стать одной из самых первых «интеллектуальных» игр малыша и оставаться в его игровом обиходе много лет. Благодаря тому, что из игрового поля вынимаются не только фигуры, но и сами рамки, уже ребенку в возрасте 9-10 месяцев можно предложить поиграть в полезную и непривычную для него пока игру - «Открой окошечки». Для этого выньте две три рамки с самыми простыми фигурами - круг, квадрат, треугольник - и положите перед малышом. Покажите ему, как взяв фигуру за ручку, можно вынуть ее из рамки. Хорошо, если свои действия Вы будете сопровождать рассказом о том, что вы делаете: «Сейчас я открою круглое окошко!», «Давай попробуем открыть квадратное окошко» и т.п. Ребенок очень быстро попытается сделать так же как Вы и будет немало восхищен результатом, ведь у него обязательно получится и ему захочется повторять это снова и снова! Подобные упражнения очень хорошо развивают мелкую моторику ребенка, что существенно влияет на развитие речи, а интерес, пробуждающийся при положительном результате приложенных усилий, побуждает ребенка к многократному повторению действий, что лучше всяких принуждений тренирует усидчивость и терпение. А названия геометрических фигур и другие геометрические понятия придут к нему постепенно и сами собой.
Если Вы увидите, что ребенку постепенно надоедает открывать окошечки в самых простых фигурах, попробуйте их заменить или добавить к ним другие, ведь в наборе 16 различных фигур, и недостатка в них не будет. Впрочем, скорее всего ребенок довольно быстро начнет пытаться не только «открыть», но и «закрыть» окошки, ведь он уже видел, как это делаете Вы, и конечно, будет это действие пытаться воспроизвести. Сначала он наверняка будет пытаться закрыть любой фигуркой любое окошко, но Вы можете ему помочь понять принцип. Возьмите, например, квадрат и «примерьте» его к круглому окошку, после чего скажите ему «разочаровано» : «Не подходит! Давай примерим к другому окошку!» и так несколько раз, пока не «найдется» правильное окошко. Тогда можно радостно воскликнуть: «Подошло!» Повторив несколько раз подобную игру, Вы дадите ребенку понять, что фигурки подходят только к окошкам, которые похожи на сами фигурки. Вы удивитесь, насколько быстро ребенок способен это понять! Во всяком случае, мой сын уже в год прекрасно подбирал вкладыши с кругом, квадратом, треугольником, овалом и прямоугольником, и вставить ему их в рамку мешала только не очень хорошая координация. Но упражнения с рамками Монтессори очень способствуют в том числе и тренировке координации, поэтому спустя месяц ребенок уже уверенно вкладывал в рамки любую из фигур.
в их классическом исполнении гораздо лучше способствуют развитию логики, чем любые другие рамки-вкладыши, ведь здесь рамки находятся не в строго зафиксированном месте, а могут располагаться как угодно, поэтому ребенку нужно каждый раз подбирать вкладыши к нужным окошкам заново, а не просто запомнив расположение фигур на доске. Более того, когда ребенок уже достаточно созреет, можно усложнить ему задачу при подборе вкладышей - перевернув рамку на другую сторону у несимметричных фигур, это заставит ребенка серьезно подумать, и не факт, что он поймет, в чем дело за один день. Не подсказывайте ему ни в коем случае, ведь сообразив один раз, в чем загвоздка, он сможет повторить подобное и в следующие разы, а подсказка не даст ему прочувствовать настоящий восторг от «победы» над непокорной игрой!
Более старшим детям можно давать задания более творческие, например, построить дом в 4 этажа с 4 окошками на каждом этаже, или 3-х этажный дом шириной в 5 окошек. Эти задания будут помогать закреплять математические представления, и даже дадут первоначальное понимание таблицы умножения.
Когда ребенок научится более-менее уверенно держать карандаш, можно предложить ему обвести сначала контуры фигуры внутри рамки, а потом и вкладыш. В рамке фигуру обводить легче, ведь карандаш уезжает не так далеко, а вот обводя вкладыши, придется серьезно сосредоточиться и постараться. Подобные упражнения очень хорошо подготавливают руку к письму, воспитывают ее твердость. Изначально использовать в качестве трафаретов эти рамки-вкладыши гораздо проще, чем трафареты с предметными фигурами, поскольку контуры у них попроще, и ребенок может начать «рисовать» с их помощью довольно рано. Через некоторое время ему можно будет давать задание обвести определенное количество фигур - пять кругов, три квадрата, четыре треугольника. Таким образом, можно тренировать количественный счет, а применив фантазию, Вы можете придумать множество игр со вкладышами, при помощи которых ребенок научится складывать, отнимать и может быть, даже умножать и делить. Если при этом Вы придумаете сказку или интересную историю про совершаемые действия - вообще великолепно. Ведь часто задания, которые Вам кажутся совсем простыми, для ребенка очень трудноисполнимы, и из-за этого он может отказаться их выполнять. Например, обводить вкладыши может оказаться очень трудно, карандаш постоянно «уезжает» в сторону, на углах фигур не хочет идти в нужном направлении, и ребенок будет стремиться к тому, чтобы не делать подобных заданий. Сами Никитины рекомендуют в такой ситуации рассказать следующую историю: «Дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?» Вы, безусловно, можете придумать свою историю или способ увлечь ребенка, главное, чтобы он видел так же и Вашу заинтересованность в игре. Для этого Вы даже можете устроить соревнования, кто аккуратнее обведет вкладыши. Особо поддаваться не надо, ребенку не нужны поблажки, но не забывайте его хвалить за достижения! Даже если при каждом следующем повторе упражнения он сделает всего на одну ошибку меньше, нужно обязательно обратить на это внимание и дать ему понять, что Вы им гордитесь!
Обведенные фигуры можно и нужно раскрашивать, штриховать. При этом можно это делать, как внутри рамки, так, например и снаружи вкладыша. Попросите ребенка сделать штриховку вокруг любой фигуры, а потом пусть он уберет ее и посмотрит, что получилось. Для него это будет очень интересным опытом !
Из обведенных фигур можно составлять целые композиции и орнаменты. Никаких ограничений не существует, кроме фантазии самого ребенка. Никогда не критикуйте его художественные опыты, дайте ему возможность развить свое творческое начало, не подорвите его уверенность в себе.
Очень интересной может стать игра «Узнай фигуру на ощупь». Если ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в названиях фигур, завяжите ему глаза и дайте несколько фигур по очереди, пусть он назовет их. Самая большая сложность может возникнуть с названиями треугольников, ведь их в наборе достаточно много. Зато, запомнив их названия и понимая по каким признакам эти названия даны, ребенок вряд ли в будущем будет испытывать трудности в таком предмете, как геометрия. Постепенно задание можно усложнить, попросив ребенка не только узнать фигуры, но и вставить их наощупь в рамки.
Фигуры можно сортировать по признакам. Для этого ребенок должен уметь считать до 10 и хорошо понимать, что такое треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. Дайте ему задание, разложить все фигуры в группы по количеству углов - три, четыре, пять, шесть или вообще без углов. У вас получится некое тестовое задание, позволяющее вам понять уровень знаний Вашего ребенка. После того, как он рассортирует все фигуры, посчитайте с ним, сколько фигур каждого вида, каких из них больше всего, а каких - меньше, каких фигур, меньше на одну, чем других, а каких - на две больше. Ваша фантазия при составлении заданий ничем не ограничена, только логикой и здравым смыслом. Вы можете даже давать задания такого вида: найти все фигуры, у которых есть три угла, но нет пяти. В эту группу войдут все треугольники и все четырехугольники. Почему? Потому что у четырехугольников - есть три угла, а пяти нет! Занимаясь с ребенком подобным образом, Вы поможете развить его логическое мышление и научите нестандартно мыслить.
А чтобы у самих родителей не возникло трудностей при игре с ребенком, я хочу привести названия фигур, которые целесообразно сообщить ребенку:
1. Круг
2. Квадрат
3. Треугольник равносторонний
4. Эллипс или овал (выберите одно название и называйте только его)
5. Прямоугольник
6. Ромб
7. Трапеция
8. Четырехугольник неправильный
9. Параллелограмм
10. Треугольник равнобедренный
11. Шестиугольник правильный
12. Звезда пятиконечная
13. Треугольник прямоугольный равнобедренный
14. Пятиугольник правильный
15. Шестиугольник неправильной формы
16. Треугольник разносторонний .
-