Про кризис. Статья.
Больная тема наша на данном этапе. Решила выписать для себя и почаще перечитывать, чтобы мысленно быть готовой и самой не паниковать. В пятницу я сорвалась и не смогла удержаться, шлепнула Ваню и накричала на него, где мое терпение было в тот момент и здравый смысл? Проплакала потом пол дня из-за этого срыва. 
...В этом возрасте происходит становление самосознания, что проявляется в утверждении "я сам". У ребенка возникают потребность и ощущение самостоятельности и независимости от других, происходит " отделение" его от взрослых. Малыш стремится к самостоятельности, но в то же время его действия и поступки копия действий старших. Он превращается в "злостного" строптивца, который отвергает любое обращение, любую просьбу, у малыша практически автоматически вылетают сллова " нет", "не хочу", "не буду".
Происходит первая осознанная проба, проверка того, что можно, а что нет. Ребенок учится быть своевольным, его пробы стихийные, с излишками и переборами. Он бросает вызов всему миру: себе, родителям, окружающим.
Каждый ребенок проходит. Через периоды упрямств, которые называются возрастными кризисами. Возрастной кризис - это совокупность преходящих психических отклонений, возникающих при смене одного возрастного периода другим.
Малыш может восхвалять себя и свои способности. Возможны реакции
своеволия (все делает сам, отказывается от помощи и стремится к самостоятельности в том, что умеет делать),
упрямства (настаивает на своем не потому, что не хочет что-то делать, а из собственной прихоти, что является пробой: можно или нельзя, а если нельзя, то может быть, все-таки можно),
негативизма (стремится делать все наоборот, как только с ним соглашаются, он вновь делает все наоборот, часто нанося ущерб собственным интересам),
строптивости (главный симптом для кризиса 3 лет: безликий бунт против сложившегося образа жизни, против любимых ранее игрушек. В лексиконе появляются слова, обозначающие плохое отношение к вещам, не несущим ему опасности),
протеста (состояние постоянного конфликта с окружающими, особенно с родителями),
ревности (желание, чтобы все и вся доставалось только ему, чтобы взрослые безраздельно принадлежали ему и делали все, что он захочет). Ребенок играет в "перевертыша".
Несмотря ни на что, игра с взрослыми остается его наивысшей потребностью, что позволяет родителям умело и ненавязчиво направлять поведение и действия малыша в нужное русло.
Родителям в этот период необходимо идти на шаг впереди своего чада, опережать и переигрывать, не задевая личности, не вызывая отчаянного протеста. Необходимо принять игру бунтаря и поставить его в рамки, необходимо найти время и желание (это самое главное) и стать ведущим, т.е. опережать ребенка всегда и во всем.
Наказание в период кризисов, как правило, не действует или приносит кратковременный эффект. В этот период родителям надо быть наиболее терпеливыми и спокойными. Давление на ребенка приводит к бурной ответной реакции.
Ребенок овладевает взрослыми формами поведения, у него появляется потребность и желание быть личностью, принимать самостоятельные решения, возникает гордость за свои достижения.
Малыш настойчиво ищет ответы и способы решения проблем, при достижении положительных результатов стремится продемонстрировать свои успехи.
В этот период у ребенка происходит формирование видения себя в зеркале своих поступков и достижений, ему необходимо получать оценку своей деятельности, при помощи этого он сравнивает себя с окружающими его людьми, что ведет к быстрому развитию самосознания. Возникает новая система уенностей, где не последнее место занимают достижения, которые оцениваются окружающими.
Источник: М.В. Кузин. Учимся играя. Развивающие игры для детей.