Про неуловимое счастье
Почему-то люди очень любят повторять банальности, особо не вдумываясь в смысл.
Некоторые фразы повторяются нами и в нашем присутствии так часто, что мы уже сами себя и друг друга убедили в их правоте. И сомневаться в них никому не приходит в голову.
Вот например фраза "Не в деньгах счастье". Она звучит в нашей жизни постоянно и уже набила оскомину.
Люди повторяют ее в разных ситуациях. Решаясь поменять денежную, но скучную работу на любимую и интересную, купить какую-то недешевую и в принципе не самую необходимую, но очень желаемую вещь, мечтая и сокрушаясь, внезапно начиная новое дело или наоборот от чего-то отказываясь. "Эх, да не в деньгах счастье, в конце концов, один же раз живем!" - после любой гусарской выходки говорим мы в качестве последнего оправдания, аргумента в свою защиту. - "Ну не хлебом же единым, да. Нельзя все мерить только рублем...".
И оппоненту собственно и сказать нечего. Что тут скажешь. Что счастье в деньгах, или без денег тоже счастья нет? - как-то это пошловато звучит. Некрасиво. Неблагородно, вот. Да к тому же и не совсем правильно. Поэтому остается только вздохнуть - "Ну, вообще-то, оно... Может быть, да... И правда, не в деньгах, конечно же. По крайней мере, не только в них, это точно... Ты прав!".
Ситуации, в которых звучит фраза "не в деньгах счастье" - разные, но тем не менее кое-что их объединяет. Слова эти говорятся тогда и только тогда, когда какая-то минимальная материальная база (сиречь те же деньги) под ногами (в смысле в кошельке) есть. Их может быть совсем немного, и даже очень-очень мало. Тем не менее хозяин кошелька не голоден (пусть даже он обедал макаронами с постным маслом, но ведь обедал же! И ужинать будет. И завтракать, скорей всего), худо-бедно одет и обут (пусть в поношеное и немодное, пусть старое и с чужого плеча, - но ему тепло и он не босиком!) и живет он не на вокзале, а имеет какой-то угол и койку.
Я как-то не могу представить, чтобы реально голодный, или стоящий босыми ногами на ледяном асфальте, или бездомный - рассуждал о том, что не в деньгах счастье.
Какое там счастье, любовь и романтика, если брюхо подвело...
***
Из этого же списка банальностей, с которыми принято соглашаться не рассуждая, другая фраза, которую любят повторять родители школьников - "оценки - это ерунда, они ничего не значат". Не обращайте, дескать, внимания на тройки-двойки. Не в пятерках счастье.
И в какой-то мере они правы. Счастье не в оценках, однозначно. И оценки как таковые ни о чем еще не говорят. Был бы человек хороший :). Все мы, каждый из нас, знает реальные примеры из жизни, когда бывший троечник стал ого-го! и наоборот, бывшая записная отличница-комсомолка-спортсменка - ох...
И то, что не всем быть академиками - верно. Как и то, что на свете живут сотни и сотни счастливых и довольных жизнью слесарей и портних; и, кстати, тысячи несчастных директоров и профессоров.
Так что оценки не главное.
Однако же, как в предыдущем примере - только в случае, если это единичные плохие оценки на в целом неплохом фоне.
Если круглый отличник забыл выучить стихотворение и получил двойку - это конечно же не проблема. Подумаешь. Без двоек еще никто школу не закончил. Да и без знания одного-единственного стихотворения Пушкина никто не умер. "Не расстраивайся, - благодушно утешают родители расстроенного ребенка. - Оценки - это не главное."...
Если стабильно хорошо учащийся ребенок вдруг запутался в контрольной или не понял параграф по физике - вроде как тоже ничего страшного. Главное - не запускать. "Обидно, конечно, что так получилось. Ну да ладно, чего уж там, оценки - это не самое страшное. На этой неделе позанимаешься и пересдашь..." - говорят родители.
И даже когда твердый троечник вдруг получает двойку, родители реагируют на это без восторга, с тяжелым вздохом, но вполне нормально. "Ну вот, опять двойка. Заниматься надо, Вася, и задания записывать, а не ворон на уроках считать. Эх. Ну да ладно, что с тобой поделать. Чтоб завтра же исправил, понял меня? Иначе ни о каком велосипеде даже не мечтай, слышишь?"
Одна двойка - ерунда, оценки - это не главное. А вторая? А подряд две двойки? А третья двойка - тоже ерунда? А два за четверть - это как? Глупости?
Или пора включать сирену?
А неаттестация за год?
Комиссия? Пресловутая шестерка, детская психиатрическая больница номер шесть? Умственная отсталость как диагноз?
Где заканчивается "ерунда" и начинается - "о, это уже серьезно"?
Как там у Маршака? "Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала, лошадь захромала - командир убит, конница разбита, ар ия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя..."
Поэтому родители ученика, который перебивается с двойки на тройку, никогда не скажут, что двойка - это ерунда и совершенно не проблема.
Проблема, и еще какая.
Потому что конец четверти на носу, а это чудо двойки хватает пачками.
Потому что только с математикой такая же ситуация была, еле вырулили, на уши встать пришлось, сидели головы не поднимая, а тут по русскому два - начинай сначала.
Потому что снова надо, наверно, идти в школу к учителю и выслушивать массу очень неприятных слов - и о себе и о ребенке. О том, что необходимо заниматься, что четвертый (пятый, седьмой, девятый и т.п.) класс это вам не шутки, а очень серьезно, что необходимо сейчас собраться и все силы бросить на, отставив прочие дела. Ответственно надо подходить, а не спустя рукава. Отмахнуться от оценок запросто не получится. И ребенка и родителя будут вызывать, призывать, убеждать, стыдить.
Потому что на горизонте маячат такие перспективы, о которых родители успешных детей и не задумываются - диагнозы и спецшколы.
Подумаешь, двойка...
А вот не подумаешь.
И оценки - это вовсе не ерунда, когда решается судьба. Как минимум в какой школе учиться. А значит - какой жизнью жить.
Хотя, конечно, жизнь - она всюду. Везде люди живут, да. Человек - животное неприхотливое. Даже картина такая есть - "Всюду жизнь...".
Только ни себя, ни своих детей как-то видеть на этой картине не хочется.
Поэтому, услышав в очередной раз: "Да не расстраивайтесь вы так! Подумаешь, двойку получил. Оценки - ерунда!" - головой, конечно, киваешь и улыбаешься в ответ - дескать, ну конечно, ерунда. Не спорить же с ними. Толку спорить-то.
Сытый голодного не разумеет.
Но за оценки мы бьемся.
И даже, кажется, побеждаем. :)))
... Хотя счастье не в оценках, я согласна...