Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка.
Полезные советы)Последние годы большинство развивающих центров, семейных журналов и телепередач для родителей активно обсуждают необходимость пальчиковых игр для гармоничного развития ребенка. А ведь современное, на первый взгляд, понятие имеет далеко идущие вглубь веков корни. Например, наши предки обращали внимание на то, как ребенок сжимает кулачки. Считалось, если большой палец малыша оказывается внутри кулака, значит у него слабые мышцы рук. Тогда же для тренировки пальчиков были придуманы самодельные тряпичные игрушки — их надевали ребенку на мизинцы, и с ними уже кроха сжимал кулачки правильно. Мудрые наши прапрабабушки во время ежедневной стряпни не забывали давать детям кусочек теста — прекрасного материала для развития мелкой моторики (хотя само понятие „мелкая моторика” появилось намного позже). Современные педагоги, опираясь на опыт поколений, нашли и сформулировали определения, разработали много новых приемов развития мелкой моторики и даже выделили виды пальчиковой гимнастики.
Полезная зарядка
Что представляет собой пальчиковая гимнастика? Если говорить просто — это пассивные или активные движения пальцами рук. Целенаправленные упражнения улучшают работоспособность коры головного мозга и приводят в активность речевые центры.
Пассивная пальчиковая гимнастика применяется в работе с младенцами, а также с более взрослыми детьми, в случаях, когда у них наблюдается „скудность” моторики (плохо развита способность совершать манипуляции пальцами рук). В процессе таких занятий взрослый и ребенок выполняют движения вместе, или их делает педагог, держа руки ребенка в своих руках. Активная пальчиковая гимнастика рассчитана на самостоятельное выполнение упражнений ребенком (возможно, повторяя за кем-то из взрослых).
В наше время задержка речевого развития у дошкольников, а вернее, задержка „говорения”, встречается все чаще. Нередко можно услышать от молодых родителей, что их „сынок начал говорить в 3 года” или дочка „произносит не слова, а только первые слоги”. Именно поэтому актуальность зарядки для пальчиков сегодня только возрастает.
Что выбрать?
1 Массаж
Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.
Упражнения пальчикового массажаПоложите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.
2 Упражнения с предметамиСборка/разборка пирамидки.Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.Проталкивание монеток разного размера в копилку.Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.Завязывание бантов, шнуровка обуви.Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.Рисование пальчиками, мелками.Лепка из пластилина, теста, глины.Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.
3 Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок
Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)
Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)
Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)
Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)
И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)
Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)
И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)
Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)
4 Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста
Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п. Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.
Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке.
Подводные камни
Некоторые взрослые удивляются, почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками.
А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность — это настоящее исследование. Это нормально, если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.
Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.
Педагогические подсказки для мамочек
1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.
2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.
3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.
4. Любое из предложенных выше стихотворений и речевок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.
Правила проведения занятий
1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковая.
2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если ее проведение будет регулярным (желательно, ежедневным).
3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).
Желаю удачных занятий!