Думы о прикорме...когда начинать и с чего....
ДневничокВот нашла интересное мнение о прикорме в общем. Интересно узнать ваше мнение, а так же может быть у кого то был опыт? Просто от родственников море советов, но на чем они основаны?
Автор не имеет своей целью строго регламентировать действия мамы и папы. При всей заинтересованности читателей они не найдут в этой книге указаний типа: «В месячном возрасте обязательно начинаем давать то, а в пятимесячном — это». Наша цель — максимально упростить задачу и позволить родителям самим принимать правильные решения, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Сразу же отметим, что не имеет принципиального значения акцент на определенный возраст. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его потребности (помните, «на вкус и цвет товарищей нет»). Давайте, уже в который раз, обратимся за советом к Природе. Можете ли вы представить себе женщину, которая 1—2 тысячи лет назад варила своему пятимесячному младенцу овощной суп? Если можете, отложите поскорее эту книгу и займитесь написанием историко-фантастического романа. Если же не можете, ответьте вместе с автором еще на некоторые вопросы. Подчеркиваю — для того, чтобы на эти вопросы ответить, не надо иметь медицинского образования (оно, скорее всего, только помешает).
Итак, представляем себе человека в отрыве от цивилизации и отвечаем (напоминаю — ключи к ответу: 1) логика; 2) здравый смысл):
Вопрос: чем должен питаться родившийся ребенок?
Ответ: молоком матери.
Вопрос: а если нет у мамы молока?
Ответ: молоком соседки по пещере или погибнуть.
Вопрос: как долго необходимо кушать мамино молоко?
Ответ: до тех пор, пока не появится возможность съесть что-нибудь еще.
Вопрос: а когда такая возможность появится?
Ответ: когда еще что-нибудь дадут и когда то, что дадут, можно будет проглотить.
Вопрос: что-нибудь дать можно и в один месяц. А вот когда сможет проглотить?
Ответ: проглотить сможет тогда, когда сможет обработать во рту.
Вопрос: а когда сможет?
Ответ: когда будет, чем жевать.
Игру в логические цепочки можно продолжать до бесконечности. Но выводы напрашиваются сами собой.
С точки зрения Природы, человеческий детеныш, вне всякого сомнения, рассчитан на материнское молоко и только на него. После появления зубов ребенок имеет возможность есть то, что папа принес с охоты или нашла мама, занимающаяся собирательством. Малышу, конечно, могут помочь родители — пережевать в собственном рту мясо или вкусный корешок и дать не твердое, а кашицу. Но вряд ли кто-то будет этим заниматься, пока нет зубов у ребенка и есть молоко у матери.
Допустить, что Природа не права, автор не может! Это противоречит разуму, а последствия противоречий в огромном количестве находятся вокруг нас, жертв цивилизации. Некоторые вещи, абсолютно бессмысленные с точки зрения Природы, воспринимаются людьми как не менее абсолютные истины.
Не все матери, но абсолютно все бабушки прекрасно знают, что ребенку с месячного возраста необходимо давать фруктовые соки.
Спорят только по поводу того, какие соки лучше (яблочный, морковный, персиковый, апельсиновый и т. п.) и сколько их надо (одна капля, две капли, стакан и т. д.). Люди дорогие! Зачем? Подумайте сами, хотя я понимаю, что очень тяжело пересмотреть взгляд на вещи, в абсолютной правильности которого вы были много лет убеждены.
Ребенку не хватает витаминов? Ну так пусть кормящая мать съест яблоко. Бесконечно трудно объяснить: почему морковка, съеденная матерью, хуже, чем капля морковного сока, полученного ребенком.
Не рассчитан организм ребенка первого полугодия жизни на овощи и фрукты, и на мясо не рассчитан, и на яичный желток. Это мы, взрослые, никак не можем смириться с тем, что он, «несчастненький», на одном молоке...
Будь эти соки, овощные супы, печенки и желтки просто не нужны — все было бы не так уж и страшно. Вполне возможно, что умные дяди и тети в Институте питания точно знают об огромной полезности этих продуктов. Но практикующие врачи и обычные люди реальной полезности увидеть не могут! Вредность — могут. Ее все, в общем-то, видят, но боятся в этом себе признаться.
- До месячного возраста все было в порядке, потом появился «диатез»... (пришла пора получать соки)
- Только дали желток — на следующий день понос. Попали в больницу...
- Не спит по ночам, плачет — животик болит. Так мается, бедненький. А мы же для него и печеночку, и икорочку, дедушка давеча манго купил...
- Нашему прививки делать нельзя, у него жуткий диатез. Мы ему даже апельсиновый сок кипятим...
«Жизненных» примеров, по-видимому, хватит. Иногда просто диву даешься — насколько «достижения» цивилизации отучили людей от логического мышления. И величайшее человеческое заблуждение заключается в постоянных попытках рассматривать ребенка в отрыве от его естественных корней.
Не может конкретный возраст быть критерием того, что пора разнообразить пищу. И нужен, и существует другой критерий — биологический (появление зубов). А мы, благодаря этому, можем сформулировать одно из важнейших правил вскармливания детей: до появления у ребенка зубов — только молочные продукты.
Это правило позволяет:
- не растрачивать силы на изучение трактатов, посвященных рациональному кормлению детей;
- не тратить деньги на покупку ненужных ребенку продуктов;
- не тратить время на их приготовление;
- не лечить последствия «рационального питания».
Если это правило понятно, то не составит труда запомнить и принципы кормления детей.
Принципы мы изложим довольно кратко, без претензий на полноту и всеохватность — необходимости такой нет.
***
С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:
1) материнское молоко при естественном вскармливании;
2) адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;
3) сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.
***
Обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами и витаминами базируется на:
1) полноценном питании его матери при естественном вскармливании;
2) приобретении качественных адаптированных молочных смесей при искусственном вскармливании;
3) сочетании первого и второго при смешанном вскармливании.
***
До шести месяцев ничего, кроме:
1) материнского молока (естественное вскармливание);
2) адаптированной молочной смеси (искусственное вскармливание);
3) материнского молока и адаптированной молочной смеси (смешанное вскармливание).
Два очень часто употребляемых слова, требующих объяснения, поскольку это совсем не одно и то же.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм — это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Т. е. ребенка сознательно прикармливают, готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.
С учетом приведенных выше определений тему докорма можно считать исчерпанной. С тем, что давать, мы уже разобрались.
***
Теперь подробнее про прикорм. Итак, истинная суть прикорма состоит в том, что одной мамкиной сиськой всю жизнь сыт не будешь.
Когда начинать прикорм?
Родители, как мы уже упоминали, неоднократно (и от медицинских работников, и от друзей-соседей, и от бабушек-дедушек) будут выслушивать советы касательно того, что, дескать, уже пора — пора давать сок, пюре, желточек... Услышат они эти советы и в месячном возрасте, и в двухмесячном и т. д. Чем старше будет ребенок, тем большее число окружающих будут высказывать свое возмущение и указывать родителям на их жадность, леность и педагогическую несостоятельность. Окружающие не виноваты — все они хотят как лучше. Просто следует знать, что сама практика кормления грудных детей соками и желтками зародилась именно в те времена, когда без этого невозможно было обеспечить ребенка полноценным питанием.
В недалеком прошлом (какие-то 30—40 лет назад!) при отсутствии или нехватке материнского молока ребенок получал различные разведения молока коровьего или донорское молоко. И первое, и второе нуждалось в обработке — прежде всего, в кипячении. Большая часть витаминов при этом разрушалась. Неудивительно, что в этих условиях недостаток витаминов, железа, минеральных солей очень быстро проявлялся в виде различных болезней — гиповитаминозах, снижении гемоглобина, плохой прибавке в весе, рахите, отставании в развитии. И в ответ на это возникли грамотные и разумные по тем временам рекомендации — и про соки, и про овощные пюре, и про желток, и про рыбий жир.
Нельзя забывать и о том, что особенности питания жителей страны победившего социализма не всегда позволяли обеспечить кормящую мать полноценными, качественными и разнообразными продуктами. В подобной ситуации — когда материнское молоко просто не могло удовлетворить всех детских потребностей — раннее назначение ребенку соков, пюре и желтков было вполне логичным и вполне оправданным.
Еще раз повторимся:
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условий
до достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.
По поводу сроков начала прикорма еще несколько дополнительных абзацев в качестве информации к размышлению.
Мнение автора вполне может показаться спорным, особенно с учетом того факта, что уже процитированное нами «Руководство по детской диететике» указывает: с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с четырех месяцев — овощной отвар.
Изучая подобные инструкции, постоянно испытываешь глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять — где «достает» витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель, автор не может.
И еще.
- Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного вскармливания возникла много лет назад, когда никто и слыхом не слыхивал про адаптированные молочные смеси.
- Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от питания всегда было делом нелегким.
- Помните: соки, овощные пюре, фруктовые каши — это не просто прикорм. Это очень серьезный бизнес.
- В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или) однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой, или только хлебом), давать ребенку витамины — вполне целесообразно.
- Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо — вполне логично дать четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц — тогда лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.
- Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят тысячи — появление или усиление аллергических реакций, расстройства стула. Короче говоря, все при деле: академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки, педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки — «главное, ребята, сердцем не стареть»...
Как начинать прикорм?
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант — несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию — поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так — повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение трех дней до и трех дней после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма, не настаивайте! Его организм сам и лучше вас знает, надо или нет. Хотя обмануть Природу несложно. После мандаринового сока (например) малыш наверняка будет улыбаться. Вот только слишком вероятен тот факт, что спустя некоторое время всем членам семьи будет не до улыбок.
Следует также учесть, что прикорм это не только изменение состава пищи, но и изменение ее физических характеристик — т. е. от исключительно жидкой еды мы переходим к более плотной и часто неоднородной — со всякими там комочками и другими включениями. Отсюда потребность в ложечках, «слюнявчиках», чашечках, тарелочках и т. п.
Продукты для прикорма: с чего начать и как продолжить?
Ни педиатры, ни ученые-диетологи не имеют на этот счет единого, согласованного мнения, хотя состав и возможные варианты продуктов в целом определены и общепризнаны.
Это:
1) овощные пюре;
2) творог и кисломолочные продукты;
3) молочно-крупяные каши;
4) мясные (рыбные) блюда и яичный желток.
Каждый конкретный автор любых «питательных» рекомендаций вполне убедительно обосновывает правильность именно своей схемы. Рассмотрим следующий пример. По количеству железа, минеральных солей и витаминов овощные пюре заметно лучше, чем, к примеру, кисломолочные продукты. Напрашивается вывод — начинать с овощных пюре. С другой стороны, ребенок очень плохо переносит резкое изменение состава продуктов питания. Понятно, что между молоком и кисломолочными продуктами разница заметно меньше, чем между молоком и овощами. Следовательно, овощные пюре теоретически более полезны и более целесообразны, но практически вероятность кишечных расстройств, в свою очередь, будет заметно выше. Автор, будучи врачом практикующим, предлагает читателям определенный вариант действий. Главный, опять-таки практический, плюс именно этого варианта — наименьшая вероятность возникновения нежелательных реакций.
Итак, стратегия и тактика прикорма или, проще говоря, конкретная последовательность действий с пояснениями и комментариями.
- Еще раз подчеркнем (да простят меня читатели за многократные повторения, но в силу важности вопроса иначе просто не получается): до шести месяцев темы прикорма не существует. Ничего! Нисколько! Кормим маму — качественно и разнообразно. Нет или не хватает молока — напрягаем материальные ресурсы семьи и покупаем хорошую адаптированную молочную смесь. Неважно, как эта смесь называется и не имеет значения, это смесь, так сказать, стандартная, или специальная смесь для проблемного ребенка — соевая, низколактозная, гипоаллергенная, для недоношенных и т. п. Если у ребенка до шести месяцев возникли проблемы, требующие использования специальных смесей, — значит, выбор останавливаем на них (тех смесях, которые подошли) и никаких экспериментов не проводим.
- Начнем с кисломолочных продуктов: оптимально — нежирный кефир или кефир с детской молочной кухни. Наилучшее время — второе кормление (интервал, ориентировочно, с 9 до 11 часов дня). Почему именно кисломолочные продукты? Потому, что нет принципиальной разницы по составу в сравнении с просто молочными продуктами. Потому, и это уже принципиально, что любые кисломолочные продукты вообще и кефир в частности содержат в себе кисломолочные бактерии. Кисломолочные бактерии, во-первых, антагонисты (проще говоря, враги) многих вредных микробов, способных вызывать кишечные инфекции, во-вторых, они образовывают вещества, активно участвующие в процессе пищеварения и как следствие его (пищеварение) улучшающие; в-третьих, они уменьшают нагрузку на самый слабый и незрелый орган ребенка — на печень.
- Первый раз дадим совсем немного — две-три чайные ложки (и давать будем именно из ложки). Затем докормим привычным продуктом — маминым молоком из груди или смесью из бутылочки. В течение дня будем иметь возможность понаблюдать. При условии, что все в порядке, на следующий день увеличиваем дозу в два раза и так далее. Сие, как вы помните из курса школьной математики, называется геометрическая прогрессия. Ее особенность — все увеличивается довольно быстро: первый день — 10—15 мл, второй — 20—30 мл, третий — 40—60 мл, четвертый — 80—120 мл. Стоп. Если в любой день возникли любые проблемы или подозрения на проблемы — пауза. Дозу не увеличивать, может быть, даже уменьшить, ну а если проблемы реально беспокоят — так и вообще прекратить.
- На четвертый-пятый день применения кефира прямо в него добавляем творог и хорошо размешиваем. Творог можно сделать самим (невелика наука), можно купить. Главное: уверенность в качестве — чистоте и сроках хранения. Первый день — одна ложка, второй — две и т. д., общее количество в возрасте шести-восьми месяцев — 30 г, после восьми месяцев — 50 г. И в кефир, и в смесь творога с кефиром можно добавить немного сахара. Решение — добавлять или нет — зависит от вкуса самого кефира и от того, согласен ли ребенок есть неподслащенный кефир.
Любые запреты на использование творога (наиболее частая мотивация — быстрое зарастание родничка, нельзя много кальция, а в твороге его много) не имеют под собой никакой логической основы. В 30 г творога количество кальция ориентировочно 47 мг, а в 50 г, соответственно, 78 мг. Сравните сами: в 100 г коровьего молока — 120 мг, в 100 г женского молока — 35—50 мг.
- Таким образом, необходимо в среднем семь-десять дней для того, чтобы одно кормление было полностью заменено — 150 г кефира + 30 г творога. А все остальные кормления — по-прежнему основной продукт: молоко мамы или адаптированная молочная смесь. И в таком режиме, не дергаясь и упорно отбивая атаки советчиков, желательно провести три-четыре недели.
- Начинаем заменять еще одно кормление — желательно самое последнее, перед ночным сном. Используем молочно-крупяные каши. Три вида наиболее рациональны — гречневая, овсяная, рисовая. Каши можно покупать — в продаже имеется преогромное количество молочных каш для детского питания, но можно готовить и самим. При самостоятельном приготовлении используем муку (рисовую, гречневую, овсяную); если же муки не купили — изготавливаем сами с помощью обычной кофемолки. В качестве основного растворителя чаще всего применяют обычное коровье молоко. В молоко добавляют муку и сахар. Следует отметить, что вместо коровьего молока многократно лучше использовать молочные смеси, предназначенные для детей старше шести месяцев (те самые «последующие формулы» с номером 2, про которые мы уже писали).
Осуществляя любые «питательные» пробы и нововведения, помните:
наша главная задача — сохранить малышу здоровье, а чем ребенок старше — тем менее опасны для него эксперименты, связанные с питанием.
Но всегда будьте очень осторожны с генетически неродными продуктами (помните, в главе «Беременность» — чего не ела прапрабабушка, и нам не надо). Дети в малообеспеченных семьях реже болеют прежде всего потому, что не хватает средств на заморские деликатесы.
Детская печень — один из наиболее слабых органов и даже у абсолютно здорового и нормально развивающегося ребенка окончательно «дозревает» и становится, как у взрослого, где-то к 12-ти годам. Любые недопереваренные частицы (те самые, что вызывают аллергию) должны быть нейтрализованы и выведены из организма. И печени отводится в этом процессе первостепенная роль. По мере роста ребенка многие продукты, вызывавшие ранее сильнейшую аллергию, начинают вполне нормально переноситься — дозревает печень. Бабушки говорят: «перерос». Правильно говорят. Поэтому, если от шоколада, клубники или апельсинового сока у ребенка возникли признаки аллергии (сыпь, зуд, расстройство кишечника при нормальной температуре тела), это не значит, что малыш обречен на разлуку с шоколадом до конца своих дней. Потерпите. И не надо смотреть по сторонам, причитая: «Почему всем можно, а моему нельзя?»
Любой педиатр знает: по понедельникам дети болеют чаще. А знаете почему? Потому что в воскресенье ходят в гости к бабушкам, а мерилом любви у нас, к сожалению, принято считать еду.