Почему чтение?
Это я начала пост писать про сложности воспитания детей.
Я напишу чуть позже и про историю "Живем в вечном шантаже" с Кириллом и про "Как начать получать удовольствие от того, что воспитал" про Катю.
Пока пост - размышление про пользу..нет, вовсе не чтения...математики. 

________________________
Начну с себя. Я универсал. Это не редкость в советской школе на самом деле. У нас из 25 человек десяток , а то и полтора десятка, точно таких же был. Это дети, которые учатся одинаково хорошо и по естественным предметам, и по техническим, и сочинения на пять пишут. Не буду углубляться в прелести советской системы образования, я о другом.
Так вот я была такая отличница ( ну ладно, почти отличница, т.к. при чтении более 40 часов в неделю, писала я с явно излишним количеством ошибок. Так что по русскому была заслуженная 4). Такая хорошая ученица как и остальные хорошие ученики. Я ОЧЕНЬ много читала. Читала от скуки, от ожидания "что там дальше", от скандалов дома, после обеда в летние каникулы, на пляже, в походе, потому что задали. Короче читала все, что могла достать. Это не нынешнее время "Лабиринта", это соседские библиотеки и библиотеки за 5-6 кварталов от дома с очередями за хорошей книгой.
Более того я состояла в литературном кружке, где книги обсуждались, писала на взгляд некоторых неплохие стихи и регулярно побеждала на конкурсах чтецов.
Однако, я оставалась в этом десятке одинаково хороших учеников.
Пока совершенно случайно не попала на малый мехмат МГУ. Это дополнительные занятия математикой вне школьной программы. Это по большому счету для школы и не нужно вовсе, это просто развивает иное мышление и способствует развитию способности решать нестандартные задачи.
Через буквально 4 месяца разница с одноклассниками стали расти. Математика, потом физика, потом даже биология, потому что данные о рептилиях я теперь записывала в некий алгоритм и могла выучить практически дословно, при том с причинно-следственными связями. Так же и история...и даже сочинения стали писаться по более продуманному плану.
На малом мехмате я смогла заниматься аж два года, потом занималась математикой при экономическом факультете.
В 9 классе я ТОЛЬКО ездила на математику и экономику в МГУ, в школу ходить не получалось. В 10 классе, куда меня взяли по старой памяти хорошей ученицы, мне понадобилось лишь пара месяцев, чтобы догнать, а затем и перегнать одноклассников.
Я 12 лет проработала бизнес-аналитиком в разных форматах, имея торговое образование. И даже смогла с легкостью потянуть Катину 179 школу...ну не с легкостью, но вполне так себе прилично. Правда с первоначальной и несколько последующей помощью моей дорогой подруги Маши, а она кто? Она математик!
И вообще как только жизни сталкивает меня с людьми , занимающимися математикой, я получаю массу удовольствия от общения с ними. Не в части математики, нет. Даже за бутылочкой вина в рассуждениях "зажизнь".
_____________________
Катя. Занятия математикой после музыки. Всего пара месяцев. ДВА месяца занятий математикой вне школьной программы позволили ей повысить уровень обучаемости в десятки раз. И я не шучу. Она сама говорила, что "чувствую как растет мозг".
Но)) Это было в 8 классе, а до этого в летние каникулы, начиная с первого класса, я занималась с ней исключительно ..да-да математикой. Ну, еще музыка, конечно.
Читать для нее было сущим наказанием, писать она вообще отказывалась. Ну, пару раз в неделю шантажом брался английский, а вот математика каждый день.
До канала 30 минут идти, мы шли и решали задачки, учили таблицу умножения, решали устно примеры и дроби, решали логические задачки. Туда 30 минут и обратно 30 минут...каждый день, все лето.
Катя очень хорошо училась в школе.
Она говорит, что до сих пор помнит, как мы ходили и решали, и помнит мучения с книгами.
Кстати в глубоком ее детстве мы с ней играли в спички, собирали квадраты Никитиных, а не терзали звучание слова "йожык".
да, и вы в курсе, что БЕЗ чтения у нее 23 из 24 баллов за сочинение ЕГЭ (и само ЕГЭ по русскому у СОВСЕМ нечитающего ребенка 91). Итоговое зимнее сочинение 9 из 10.
Потому что там тоже алгоритм, а не способность к сочинительству.
______________________
Так вот . Я хочу понять, зачем заставлять детей летом читать, писать читательский дневник, если математика даст очевидно больше?
Если ребенок читающий, то он и так будет дружить с книгой, а если не хочет читать, то чтобы вы не делали, так и не зачитает ( я испробовала сотню способов на Кате...неа).
Так зачем страдать на 2-3-5 страницами в день или обязательной 20 минуткой чтения вечером, если можно в это время разделить прямоугольник на 6 квадратов? Логика, моторика, абстрактное мышление, а если их потом закрасить красиво, то и развитие художественных способностей. А потом провести диагональ и посчитать, сколько получилось треугольников. Графические диктанты, математические игры, планы местности в масштабе и т.д. и т.п.
Достала я "Цветик-семицветик". Кирилл посмотрел картинки и, вздыхая пошел читать, прочитал страницу, пришел гундосить и еще ныть, и еще вздыхать.
Я нарисовала цветок, сделала лепестки , сначала мы нашли их на участке по плану, потом решили примеры на обратной стороне, потом задание "разукрасить", потом мы привязвали разные грузы и спускали с балкона второго этажа, пытаясь определить сколько метров от мангала они упали. Потом мы измеряли растояние, переводя метры в сантиметры. Потом все устали, посмотрели советский мультик "Цветик-семицветик", поцеловались и пошли довольные спать. Утром Кирилл написал страницу читательского дневника, сделав 2!!!!! ошибки ( это первоклашка, напоминаю, написав страницу).
все счастливы.
______________
Я прочитала кучу статей о пользе чтения, не убедило ничего.
Ошибки не будут делать и писать лучше? так я в ген грамотности больше верю, чем в это)).
Больше кругозор будет?
Ой, да ладно. От цветика-семицветика или русалочки? По мне так изученная нами сила притяжения ближе к реалиям, чем ноги, полученные за голос, потому что любовь была неземная. 7 летка прямо так и заценил способность русалочки ТАК любить.
Искать, что ребенку понравится? Затратно материально и опять вопрос сомнительности. Чем так повысит кругозор комикс про человека-паука?
Ходить в библиотеку и подбирать? Можно, но у меня библиотека неудобно от дома расположена. Да и затратно по времени, мне проще заказать и купить, а потом сложить стопочкой, почитывая детям разве, что на ночь.
________________
Не, я ЗА чтение, но каким-то другим путем. не "ты должен прочитать сегодня 3 страницы" или " читаешь час сегодня", а когда в удовольствие. И не делать на чтение уж очень большую ставку в способности обучаться в школе.
Почему же учителя так упорно задают читать, а не решать?
Прямо мучает меня вопрос.
Все))
Ошибки проверять лень, а они точно есть, ведь я, видимо, что-то не то читала.