Чужие игрушки, или азы воспитания
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС:
- ВЫ УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЧТО НЕЛЬЗЯ БРАТЬ ЧУЖОЕ БЕЗ СПРОСА?
- ИЛИ ПОЗВОЛЯЕТЕ ЕМУ БРАТЬ ВСЁ?

_____________________________________________________________________________
- Это чужой совочек, Андрюша. У тебя ведь есть свой. На, возьми. А чужое брать нельзя. Нужно спросить разрешения.
- Андрюша, это чужая каталка. Понимаю, что тебе очень хочется ее покатать, ведь у тебя такой нет. Давай попросим девочку. Можно поиграть твоей каталкой? Мы скоро вернем....Спасибо!)
_____________________________________________________________________________
Вот такие наставления обычно слышит мой ребенок в песочнике и на детской площадке.
И я считаю, что это - основа основ в воспитании и обучении нахождения в социуме. Мне кажется, не надо заручаться поддержкой психологов в этом вопросе. И так понятно: увидев у крохи чужую игрушку, ему обязательно нужно объяснить, что чужое без спроса брать категорически нельзя. При этом важно подчеркнуть, что малыш, который лишился захваченной Вашим чадом игрушки, будет очень расстроен. Поэтому придется либо сразу отдать трофей, либо спросить разрешения.
К сожалению, далеко не для всех этот пункт является истиной.

Некоторые об этом просто никогда не задумывались. Другие же, наоборот, считают, что ребенку надо позволять все. Поэтому пусть себе берет, сколько хочет, чужие ведерки, капает чужими совками, катает чужие машинки и отворачивает головы чужим куклам. Главное - чтоб не орал!
Эта фраза меня просто приводит в шок. Притом слышала я ее уже ни один раз.
Расскажу историю, произошедшую буквально на днях.
ЭХ, МАМАША, МАМАША...
Андрюха ковыряется на детской площадке, подбирает камни. Я пристально наблюдаю за ним. Наша бабушка стоит возле песочницы. В ней мирно лежит наш пакет с формочками-совками. Вдруг доносится голос молодой женщины (не цитирую, а передаю общий смысл):
- Максим, ну что ты плачешь? Возьми лопатку. Смотри их сколько! Ну, вон пакет лежит - доставай.
И на глазах у нашей бабушки сама начинает копаться в нашем пакете, достает любимую лопатку Андрюхи и отдает своему двухлетнему (на мой взгляд) сыну. Бабушка, естественно, делает ей замечание:
- А почему Вы берете без спроса нашу лопатку и копаетесь в нашем пакете?
На что слышит ответ:
- Что значит вашу лопатку? Здесь все общее... (пипец, надо заметить, подход!)
- Как это общее? - удивленно спрашивает наша бабушка.
- А вот так. Смотрите здесь сколько всего - и все это общее! Пакет же в песочнице лежит, значит, он общий.
Эта милая, с позволения сказать, дамочка, видимо, в прошлом веке живет. У нее все общее, оказывается. А мамашку эту я уже наблюдала не первый день. Она постоянно приходит с ребенком без игрушек, и он играет чужими. А когда владельцы возвращают себе лопатки или каталки, он возмущается. И знаете, мне почему-то его не жалко. Не поймите неправильно. Просто он сам по себе не вызывает у меня положительных эмоций. Вот все дети милые, умилительные даже. А этот совсем наоборот. Какой-то неприятный, я бы даже сказала. И одет неопрятно, и ходит вечно один, как отшельник, и лезет ко всем. Впрочем, ему с родителями, видимо, не повезло. Бедный...
Так вот. Эта дискуссия между его мамой и нашей бабушкой дошла до оскорблений.
- Что значит все общее? Вы роетесь в нашем пакете у меня на глазах. Если б это Ваш ребенок достал, то ладно. Он же не понимает. Но это ведь Вы сделали. И даже не спросили!
- Так у меня ребенок лопатку просит. Если ему не дать - он будет орать!
- Так в том-то и заключается воспитание. Учите его так, чтоб не орал. Возьмите свои лопатки и грайте. Или Вы их не принесли?
- Нет. А зачем - вон сколько всего! Бла-бла-бла...
Какую-то чушь стала нести эта милая дама. В итоге бабушке нашей надоело. Она сказала, что не хочет больше с ней разговаривать и отвернулась. А та в ответ:
- Нет, мы еще не закончили. Что это Вы повернулись ко мне жопой?! Я считаю, что могу брать все, что лежит в песочнице....
Бля... Пардон за мой французский. Ну тут же дети! Что за выражения. Да еще в адрес незнакомой женщины, которая ей в матери годится... Тут вмешалась я... (не сделала этого раньше, поскольку гонялась за Андрюхой и подошла под конец баталии). Дама ретировалась вместе с сыночком.
На площадке, надо сказать, куча народу! Человек 10 только одних мамочек, даже двое папочек были. Но НИКТО!!! не вмешался и не поставил на место эту милую даму. Никто!
Лишь когда она отчалила, одна мамочка с малышом поддержала мою маму, сказав, что она, бесспорно, права.
Так что Вы думаете? Ту красотку этот случай ничему не научил. Она тут же взяла чужую каталку и пошла с ней и своим сыночком на другую площадку! Которая находится метрах в 100 от этой.
Владельцы потом долго искали свою каталку, а девочка плакала по причине ее отсутствия. И лишь по бабашкиной наводке хозяева нашли пропажу.
Бедный ребенок. Он может вырасти завистливым эгоистом. Что уж говорить о коммуникативных проблемах.... Эх...
P.S.: Вспомнила подробность. Еще она заявила, что "здесь все можно брать - не только из песочницы, но и из колясок"... Вот это вообще контрольный в голову! Т.е. имущество в колясках, припаркованных на детских площадках, тоже общее...
Что думаете об этой ситуации?
Сами Вы учите своих детишек не брать чужое?
___________________________________________________________
Вот, кстати, нашла любопытную статью по теме.
К 2 годам ребенок уверен, что все в мире принадлежит ему. В этом его разубеждают только настойчивые напоминания взрослых: «Это чужая машинка, не трогай!», «Это Петины формочки, отдай!». Двухлетний ребенок с легкостью отдает свое и берет чужое. Если вместо своего красного совочка вы обнаружите незнакомый синий, не переживайте – скорее всего, ваш забрал другой малыш.
В 3 года ребенок начинает различать, где его вещи, а где чьи-то еще. Если малыш легко общается с другими детьми, он уже в состоянии сам попросить у приятеля игрушку или предложить поменяться. Появление в доме чужих вещей чаще всего результат того, что малыш прихватил их ненароком вместо своих. Но в этом возрасте понравившуюся игрушку малыш может взять и вполне сознательно: постеснялся или не сумел попросить, вырвал с боем у приятеля. Если вы обнаружили дома чужую игрушку, карандаши или какие-то мелочи, для начала поинтересуйтесь, откуда они взялись. Скорее всего, малыш и не вспомнит об этом, так что помогите ему наводящими вопросами: «Может, ты взял игрушку на детской площадке?» Будьте готовы к тому, что на все ваши вопросы малыш ответит утвердительно, и предложите вернуть вещь законному владельцу. Если ребенок категорически отказывается вернуть «украденное», предложите ему обменять самую привлекательную игрушку на чужую. Скорее всего, он откажется, но если желание владеть чужой игрушкой победит, вам придется вместе извиниться перед владельцем и попросить об обмене.
В возрасте 4-5 лет ребенок прекрасно осознает разницу между своим и чужим; у него существуют любимые игрушки и «сокровища», которыми он ни с кем не хочет делиться. Чтобы не усугублять в малыше чувство собственничества, давайте ему несколько игрушек и напоминайте, что играть вместе с другими детьми гораздо интереснее, чем в одиночку. В этом возрасте мотивов для «кражи» становится больше. Малыш вполне способен взять игрушку назло, поссорившись с ее владельцем, или сделать это в надежде обратить на себя внимание взрослых. Обнаружив у ребенка чужие вещи, сразу же спросите об их происхождении. Если малыш скрывает, что взял вещь без спроса, вы легко это поймете: он будет мяться, отворачиваться, постарается перевести разговор на другую тему. Скажите ему, что если он взял чужую игрушку без спроса, то это некрасиво. Убедите свое чадо в том, что всегда нужно просить разрешения, а если другой ребенок отказывает, не следует сердиться на него. Возможно, родители запрещают ему надолго давать свои игрушки другим детям. Предложите малышу вернуть вещь владельцу, извиниться и дать взамен поиграть со своей.
Ребенка, уличенного в присвоении чужого, не стоит ругать и наказывать. Всегда давайте понять, что вы любите его, но этот поступок огорчил вас и нужно вместе подумать, как его исправить.