Что такое ТРИЗ для дошкольников и младших школьников?
Обучение и развитиеДословно ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Вообще, ТРИЗ - это научная теория со своей структурой, функциями и алгоритмом. Но для себя я поняла что заниматься ТРИЗ с ребенком дошкольником или младшим школьником можно и не зная вообще ничего про ТРИЗ.
Суть метода ТРИЗ для дошкольников в общих словах
Самое главное - обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты - вообщем
К примеру, в книге «Математика для малышей» Звонкин очень хорошо описывают идею этого подхода, не говоря вообще ничего о ТРИЗ. Он просто интуитивно сдерживал себя и не давал ответы на вопросы малышей, не пускался в нудные и пространственные объяснения, что верно, а что нет. А просто замолкал и к его удивлению, вопросы без ответов часто давали лучший результат, чем стандартные объяснения. Дети начинали задумываться, искать собственные ответы на непростые вопросы.
Примеры ТРИЗ задач для школьников и дошкольников
В этой же книги можно найти много интересных вопросов и задач, которые можно обсуждать с малышами. Например:
- Кого больше мужчин или пап?
- Чего больше на свете квадратов или четырехугольников?
Многие из тризовских задач можно решать на прогулке или по дороге домой, если невзначай спросить ребенка о том:
- Почему тает снег или какого цвета вод?
- Почему деревья сбрасывают листья?
- Зачем нужны окна домам?
Уверена любой из этих вопросов заставит ребенка рассуждать, а главное мыслить!
ТРИЗ книги
У нас много книг по ТРИЗ для детей. Полный обзор я делала вот
Как мы организуем занятия дома
Каждое занятие не обязательно проводить красиво и торжественно, строго по графику. Я просто за 5-10 минут читаю описание, потом быстро рисую или достаю какие нибудь карточки (например от игры «Придумщики«) и начинаем играть. А в ходе наших игр постоянно возникают «странные» ситуации или интересные явления и Глеб вместе с игрушкой ищет решение, предлагает разные варианты (иногда очень неожиданные) и привыкает к тому что у одного вопроса может быть много ответов.
_______
КСЕНИЯ НЕСЮТИНА
http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/triz/chto-takoe-triz.html