Ведущий канал восприятия информации. Его диагностика, и использование в индивидуальной работе детьми
Обучение и развитиеМир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое… Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Фильтрация информации, происходящая в мозге, является естественным защитным механизмом от переутомления. Мы не можем видеть и слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто- то не замечает звуков, кто-то запахов, кто-то может не заметить человека и пр.
Если коротко…Всю информацию из мира человек получает по 3 каналам: он видит, слышит, чувствует. Каналы восприятия: зрение, слух и чувства - одни из наиболее важных фильтров, при помощи которых человек просеивает, поступающую к нему извне, информацию, и наоборот, отбирает важную.
Исходя из этого выделяют каналы восприятия информации:
- Визуальный - то, что мы видим. Это - образы, картинки, кино.
- Аудиальный - то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
- Кинестетический (от греческого "кинес" - движение) - то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние или мышечные, ощущения (например, ощущения в желудке), запах, вкус.
Исходя из того, какой канал у человека больше впитывает информации, выделяются разные типы людей - аудиалы, визуалы, кинестетики.
Простой пример. Есть семьи, в которых любят отгадывать кроссворды. Можно заметить одну особенность. Какому-то члену семью, например, папе, достаточно услышать вопрос, он может дать ответ даже находясь в другом конце комнате. Другому, например, маме обязательно необходимо самой прочитать, т.е. увидеть вопрос. А, например, бабушке, нужно написать мысленно и ли в воздухе себе это слово с известными в нем буквами и только тогда она может отгадать.
Зачем знать, какой канал восприятия является ведущим?
В первую очередь для организации индивидуального подхода к ребенку. Ведь человека с разными каналами восприятия отличают разные особенности. Давайте посмотрим общую характеристику людей с разным каналом восприятия.
Общая характеристика детей.
Визуал |
Аудиал |
Кинестет |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию. Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией. Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука). Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски. Не любят прикосновений. |
Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Чувствителен к интонации. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли. Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием. |
Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать - это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст. Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. Плохо развита мелкая моторика. |
Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
А теперь мы с вами поучимся определять ведущий канал восприятия у детей при помощи наблюдения и выполнения несложных экспериментов.
Параметры наблюдения: |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Направление взгляда в момент припоминания |
Средняя линия |
Верхняя линия |
Нижняя линия |
Жесты |
На уровне груди |
Выше плеч |
Ниже груди |
Словарь общения |
Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). |
Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.) |
В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Особенности внимания |
Легко отвлекается на звуки |
Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты. |
Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места) |
Отдых в свободное время |
Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания. |
Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах. |
Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться. |
Внешний вид |
Шумный, громкоголосый, всегда слышно только его |
Опрятный, дисциплинированный |
Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками. |
Рабочее место |
Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально. |
Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке |
Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места |
Речь |
Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов |
Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии |
Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке |
Почерк |
Окончание слов или строчки уходит вверх. |
Письмо ровное. |
Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме. |
Рекомендации по индивидуальной работе с детьми в зависимости от ведущего канала восприятия информации.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам и к воспитателям. Важно работать и общаться с ребенком на "его языке".
Направления работы |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Замечания |
сказать шепотом " ш-ш-ш", делать словесные замечания |
покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем; |
положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться. |
При выполнении ребенком домашнего задания |
не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия. |
разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; |
не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). |
При общении |
используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); |
употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; |
используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию |
Организация запоминания |
Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину. |
Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания. |
Помнит общее впечатление; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Разрешить вертеть в руках предмет. |
Как посадить на занятие |
Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать. |
Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание. |
Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу. |