Юлия Гиппенрейтер "Поведение ребенка в руках родителей"
КНИГИ
Напишу сразу - читать конечно стоит, наверно как и все книги Гипперейтер. Я не знала, но эта книга оказалась дополненным и переработанным объединением двух других книг "Общаться с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Формат книги небольшой, "карманный". Все очень кратко, но понятно, с примерами из жизни. Тема - плохое поведение ребенка.
Цитаты из книги:
- тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
- наказание - это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка.
Смысл его - сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.
- Родитель - защитник моральных ценностей, а не фигура, диктующая свою волю.
- нельзя пропускать или надолго откладывать наказание
нельзя делать наказание чрезмерным
нельзя наказанием унижать ребенка
совершенно недопустимы физические наказания
- важно помнить, что смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская
- нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут
- наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.
- наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
- практический выход: нужно иметь запас больших и маленьких праздников, которые будут создавать "зону радости".
- на самом деле в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые.
- Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание
2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
3. Желание отомстить
4. Потеря веры в собственный успех
- Переживания родителей - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воли родителя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
- Как реагировать родителям? Постараться не реагировать привычным образом, т.е. так, как ждет от вас ребенок.
- Если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении.
- За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.
- В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
- Каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, а в основном о нем.
Десять вех на дорожной карте родителей:
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например:
Мне хорошо с тобой.
Я рада тебя видеть.
Хорошо, что ты пришел.
Мне нравится, как ты...
Я по тебе соскучилась.
Давай (посидим, поделаем...) вместе.
Ты, конечно, справишься.
Как хорошо, что ты у нас есть.
Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подсказывает вам интуиция, любовь к вашему ребенку и бережное отношение к его "солнышку".
- Мелочей в общении с ребенком не бывает.