Марку 2,6 года. Про речь, игры, общение, умственное развитие
Мы растем (отчеты по месяцам)ПРО РЕЧЬ.
Речь скакнула резко. Если еще три месяца назад ребенок говорил только отдельные слова, то сейчас это полноценная фразовая речь, с интонациями, с собственным мнением, предположениями и рассуждениями.
Читает стихи (причем, специально не учим, просто запоминает), не всегда полностью, правда, иногда пропускает в строчке слова или говорит их не в той последовательности, но понятно вполне.
Нам тут даже как-то комплимент в автобусе сделали, сначала женщина спросила, сколько ему, а потом так удивленно сказала "Как он у вас хорошо разговаривает". А мы разговаривали про магнитофон в автобусе, про колонку, из которой дядя-водитель объявляет остановки. Марк все пытался меня убедить, что там скоро запоет песня "Синий трактор")))
Особо никаких слов и не записать, потому что говорит все так, как положено.
Не все звуки сформированы, не говорит "р", "л", вместо "ш" получается "с", вместо "ж" иногда получается "з", иногда может перепутать "б" и "д", "п" и "к", но это если слово сложное, новое или длинное.
Книжки любит, много читаем, смотрим картинки. Очень много читаю ему по памяти, иногда приходится на ходу короткие четверостишья придумывать.
Знает и использует "спасибо" и "пожалуйста".
Начал петь. Поет песню сам про мусоровоз ("машина непростая, машина городская"), поет со мной на клиросе ("Господи, помилуй", "Алиллуия", "Отче наш" и, внезапно, "Многая лета"), начинает петь сразу, как хор замолчит, в оглушительной тишине храма)))
ПРО ИГРЫ.
Еще одна моя боль. Не играет сам. Вообще, никак. Каким-либо образом, но в игре с ним надо взаимодействовать. У нас был момент, что мне получалось увлечь его игрой, а потом отойти на второй план, но потом папа пошел в отпуск и... "Марк, иди сюда играть!" "Марк, стой, отдохни!" "Марк, садись, папа тебе все принесет!" "Марк, а давай машинки катать. Не хочешь? Давай дом собирать! Не хочешь?" Короче, папа ни минуты не давал ребенку поскучать одному ("а что он там один сидит играет?"), в итоге через полтора месяца мужниного отпуска даже те 10-15 минут самостоятельной игры, что были раньше, пока я завтракала, испарились в неведомых краях. Теперь он сидит со мной и занимается наклейками, либо стоит у ноги и канючит "пошли играть".
Любимых ролевых игр три. Игра в дирижера (иногда еще и петь требует, а сам в дверном проеме встанет и машет руками, как заправский дирижер), но это очевидно - он часто со мной ходит в храм, наблюдает, как матушка у нас регентует, наблюдает, как я регентую периодически, все повторяет. Особый смак, когда он начинает дирижировать не дома, а в аккурат на службе - и хорошо, если на клиросе. А то обычно встанет на выходе с клироса лицом к прихожанам и старается, машет изо всех сил))) Еще и сообщает всем "Марк дирижер")))
Вторая ролевая игра вытекает из этого же. "Батюшка Марк". Он насмотрелся, как в храме батюшка ходит с кадилом, и... Дома в ход пошло все - юла, бусы из крышек от фрутоняни, кухонные полотенца, моя свадебная подвеска, колокольчик на ленточке... "Марк кадит", гордо сообщает мне ребенок и начинает хоть кругами вокруг кухонного стола, размахивая вышеуказанными предметами как кадилом. Но еще он кадит и в храме, и это вообще огонь. Сначала батюшка проходит с кадилом, а за ним следом, пока люди не встали на свои места - вышагивает Марк и машет небольшим куском ткани, которым мы на клиросе накрываем звукоаппаратуру.
Но, к его чести, он ведет себя тихо. Не орет, по полу не валяется, не бегает, тихо ходит между людьми (и то не всю службу, а периодически спускается). Местные бабушки в умилении и без конца пытаются его поцеловать, погладить по голове или просто взять на руки. Марк к ним привык, спокойно уходит с клироса в храм (мы не на балконе, нас всего три ступеньки отделяют от прихожан), особенно когда на службах мало народу. Батюшки тоже улыбаются, но замечаний не делают. Но объективно он не мешает, есть дети, которые приходят на меньшее время, но ведут себя куда хуже.
И третья любимая игра, внезапно, "пожарник Марк". Домашний физкультурный комплекс ему не зашел, будем продавать, а вот канатом от него он успешно тушит цветы, диван, маму, папу, машинки - в общем, все, что вдруг загорелось. Так же вместо шланга в ход идет пояс от халата махрового.
Еще имитирует заправку машин (один конец пояса от халата чем-нибудь зажимает, а другой прижимает к машинкам).
Любит играть в "Идет коза рогатая", любит прятки, раньше любил футбол, но сейчас разлюбил. Просто катает машинки, играет в Лего Ферму.
Еще я ему сделала коробку с рисом, он может долго в ней возиться: маленькими машинками нагружает рис, выгружает рис, пересыпает руками, прячет туда игрушки, камушки... В общем, эдакая сенсорная коробка.
Любит, когда маленькие машинки и фигурки от Лего я прячу в фольгу, а он их разворачивает. Тоже можем долго сидеть играть.
Обожает игры с пуговицами до сих пор. Но Марк ничего не тянет в рот, нос или ухо, я аж удивляюсь.
Рисует мелками, фломастерами (даже появляется подобие сюжетов и понятны контуры фигур).
На улице позволяю все, что безопасно. Хочет в грязь - лезь, хочет палкой песок ковырять - ковыряй, хочет камни собирать - собирай, хочет по машине щеткой возить - вози, хочет в сугробе по уши лазить - лезь. Правда, сейчас, пока слякоть, с прогулок мы возвращаемся грязные, как свинюшки (но это когда мы в деревне), зато он наконец-то занимает себя сам. А я лучше потом ему костюм отмою, чем буду думать, как его еще на прогулке развлекать.
ПРО ОБЩЕНИЕ.
Вот месяца два, наверное, как потихоньку стал тянуться в другим детям. Один раз даже разыгрался на площадке с мальчиком и девочкой постарше (лет по 6 детям). Ну и вообще сейчас уже на незнакомых не орет, если что - просто либо в меня лицом прячется, либо моей рукой закрывает глаза. Но уже прогресс. А так может подходить не к близким людям (те же бабушки в храме, коллеги на клиросе), машет им "пока-пока", если я говорю, т.е., постепенно начинает взаимодействовать. Такому поведению есть причина, и называется она "нарушение сенсорной интеграции". О ней напишу отдельный пост.
Думаю, что к июню он созреет до садика. Как раз у меня есть возможность на лето пойти воспитателем в эту группу, куда его должны записать, помогу ему адаптироваться. Но вообще... У меня другие планы на этот и следующий год)))
ПРО УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Вообще, я считаю, что в таком возрасте глупых детей нет. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, и это нормально.
Марк:
- знает цвета и оттенки;
- считает до 10 (правда, последовательность периодически путает, но тем не менее);
- хорошо различает разный транспорт и его видовое многообразие (знает, что есть машина пикап, кабриолет, нива; есть трактор, а есть грейдер и капёр);
- знает, какой транспорт где ходит (по дороге, по рельсам, по воде, по небу);
- знает части машины (фары, капот, бензобак, руль, двигатель, дворники, автокресло);
- знает светофор и как правильно переходить дорогу (на какой свет);
- знает много профессий и в чем они заключаются;
- знает домашних, диких и экзотических животных, как они разговаривают, где живут, кто у них мама, папа и детеныш, что они едят;
- знает, как называются различные столовые приборы и как ими пользоваться (ложки, вилки, половники, шумовки, венчики, скалки пр.);
- знает, как называется вся его одежда;
- знает последовательность действий в магазине (взять, отнести и положить на кассу, приложить карту, получить чек, забрать покупку);
- знает времена года, время суток, понимает и характеризует погоду и как надо одеться;
- знает свою фамилию;
- знает, где работает папа, где работает мама (на заводе, в детском садике).