Ибн аль-Каййим о воспитании детей
Ибн аль Каййим, рахимаху Ллаху, говорил: «из важных вопросов, связанных с детьми, это то, что следует обращать огромное внимание на их нравы, ведь ребенок вырастает таким, чему его приучит в детстве его воспитатель, будь то гнев, спор, торопливость, безрассудство, вспыльчивость, алчность итд. Ведь когда он повзрослеет, ему будет очень тяжело исправиться, и эти нравы станут его постоянными качествами, крепко засевшими в нем. И даже если он со всех сил будет стараться скрыть эти свои качества, все равно рано или поздно они проявятся и опозорят его. Поэтому ты видишь, что у большинства людей испорченные нравы, и это по причине того воспитания, на котором он вырос. Так же следует оберегать ребенка, когда он уже начнет понимать, от праздных собраний, в которых присутствует ложь, музыка, песни, сквернословия, новшества, так как все это привязывается к его слуху и ему будет очень тяжело избавиться от этого, когда он повзрослеет. И его родитель потом ему уже не поможет, ведь изменение привычек является одним из самых сложных дел, так как человек нуждается в новой натуре, а выйти из своей натуры очень сложно. Поэтому родителям следует оберегать своего ребенка от внешнего воспитания, приучать его к щедрости, милостыне. Если родители хотят сделать саадака, пусть это будет руками его ребенка, чтобы ребенок почувствовал сладость подаяния. Родитель должен оберегать своего ребенка от таких качеств, как ложь, предательство больше, чем он оберегает его от смертельного яда, если ребенок научиться лгать или предавать, этим самым он испортил свое счастье как на этом, так и на том свете, и он лишен всех видов добра. Так же родитель должен оберегать ребенка от лени, праздности, отдыха и воспитывать его на том, что противоречит этому, если дает ему отдыхать, то только для того чтоб он набрал душевные и физические силы, чтоб заниматься чем-то. И поистине, у лени и праздности очень печальные последствия и результаты, которые приводят к сожалению. Что же касается усердия и труда, у них благой конец на этом или на том свете, или же в обоих. Господство на этом свете и счастье на том можно получить, пройдя по мосту труда, как говорил Яхья ибн Касир: «Знания не приобретаются, если тело отдыхает».
Так же следует приучать ребенка к поклонению в последней части ночи, ведь это время разделения трофеев и раздачи подарков, кто-то берет много, кто-то мало, кто-то вообще лишен этого.
Так же надо стараться не приучать его к излишку в питании, в словах, во сне, в излишнем общении с ненужными людьми, ведь все это приводит к убытке, и эти вещи лишают добра того и этого света. Так же следует оберегать ребенка от вреда страстей живота насколько это возможно, ведь облегчение причин этих вещей для него портит его, и когда он вырастает, даже если он будет праведным, эти вещи все равно будут давать знать о себе. Как много людей сделали своих детей несчастными как на этом, так и на том свете по той причине, что халатно отнеслись к их воспитанию и облегчили своим детям причины страстей. Кто-то думает, что они делают щедрость для своего ребенка, на самом деле унижает его, или думает, что проявляет милость ему, на самом деле делает зло, превращает его в лишенного. И этим он лишает себя пользы от ребенка, лишает себя доли в той жизни, поэтому если ты видишь порчу в детях, знай, что самая большая причина - это родители"