жить одной жизнью с ребенком
Известные педагоги Никитины, отвечая на вопрос, почему они не отдают своих детей в садик, очень точно сформулировали главную неприятность, которую несет для ребёнка пребывание в детском саду. Они сказали: если мы отдадим детей в садик, то потом нам придется прилагать особые усилия, чтобы проникнуть в их душу, в их жизнь. В то время как, если дети в основном находятся рядом с родителями, жизнь детей – это одновременно и жизнь их родителей, это их общая жизнь. Это важно. Если ребёнок большую часть времени проводит не с родителями, то у него именно своя жизнь.
В реальности многие люди не могут уделить детям много времени. Дома – домашние дела, готовка пищи, уборка и пр. Но вот мамы и папы с малышами идут гулять. Казалось бы – прекрасная возможность эти два часа посвятить ребёнку. Но посмотрите на мам, которые «выгуливают» ребёнка. Он сидит в коляске и просто глазеет по сторонам. Или на детской площадке: ребёнок занят своим – ковыряется в песочнице, а мамы сидят на лавочке и беседуют. Самые пустые разговоры: сплетни, пустословие. А ведь можно было бы хотя бы в эти часы посвятить себя ребёнку, дать ему то, что мы, оправдывая себя занятостью или чем угодно, не даем. 
Родители должны наблюдать за формированием нравственных основ в душе ребёнка, а для этого жить с ним одной жизнью. Если упомянуть о песочнице, которую ты только что вспомнил, то вот пример того, о чем я говорю: в песочнице играют дети, и они, не умея строить друг с другом отношения, могут проявлять грубость, насилие. Более сильный ребёнок может схватить и тащить игрушку из рук более слабого. И вот тут и нужно, чтобы родители деликатно и по-христиански помогали детям разрешить эти ситуации. Родители должны вмешаться и сказать чужому малышу: «Зачем ты так делаешь? Попроси, если хочешь поиграть». И если тот попросит, своему малышу сказать: «Дай мальчику поиграть». Или: «Сейчас мы сами играем, не мешай, пожалуйста». Все эти вещи нужно контролировать и мудро направлять общение малышей, а не оставлять их решать эти вопросы, основываясь на праве сильнейшего.
Отец Константин: Об этом же: на днях с маленькой дочкой гулял в парке. Она захотела покататься с горки. А на этой горке, металлической, стоял мальчик лет трех. Он просто стоял и прыгал наверху, но, пока он там находился, скатиться с горки было невозможно. Дочь залезла на горку, но пройти, чтобы скатиться, не может. Мальчик кривляется, прыгает и ее не пускает. Она в свои год и девять интеллигентно стоит и ждет, чтобы он пропустил. Мальчик не пропускает. Рядом стоит мама мальчика, которая просто смотрит по сторонам. Мне интересно, как будут вести себя мальчик, моя дочь и мама мальчика. Через какое-то время мама говорит мальчику: «Пропусти девочку». Ноль внимания. Мама опять лениво ему повторяет (боюсь, и то лишь потому, что я рядом стоял): «Слышишь, пропусти девочку». Он продолжает кривляться. Тогда мама на что-то отвлекается и отходит в сторону.
Тут уже к мальчику пришлось обратиться мне.
Мне интересно, понимает ли мама, что это недопустимый тип воспитания ребёнка? Мне возразят: да она его и не воспитывала. А я буду настаивать: каждая минута общения с малышом есть педагогический, воспитательный процесс...
Елизавета: Да, такая мама как раз не живет со своим ребёнком единой жизнью, у нее свои интересы и заботы, ребёнок – только одна из них. А жить «одной» жизнью – это значит находиться с ребёнком в духовном единстве, в абсолютном контакте, а значит, – оказывать на его духовный рост основное влияние. А также просто присутствовать рядом с ребёнком, помогать ему в те моменты, когда он учится делать нравственный выбор. И, если мама, забрав ребёнка из садика, полноценно проведет с ним вечер, ребёнок легко раскроет для нее свою душу, будет делиться событиями дня (но это не главное, в этом возрасте ребёнок обычно и так все расскажет, был бы слушатель), главное – он будет воспринимать и перенимать мамину оценку произошедших событий.