Прогресс
Сын пока твердо идет по витку прогресса!
Достижения на данный момент:
- стал отвечать "да-нет" движением головы;
- активно повторяет слова, увеличивается активный словарь;
- больше стал повторять игр за старшей сестрой;
- стал ласковее, особенно с папой;
- стал радоваться приходу папы с работы;
- чаще смотрит на мою реакцию, когда не знает, что можно, а что нельзя;
- стал участвовать в приготовлении еды, каждый раз перекладывает нарезанные овощи с дощечки в тарелку;
- научился разуваться, снимать штаны и памперс;
- последние ночи сын хорошо спит! Сегодня проснулся только один раз, в предыдущие разы - 2-3 раза. Не сравнить с тем, как он просыпался по 10-15 раз в период регресса.
Есть и капля дегтя:
- появилась эхолалия, повторение вопросов;
- периодически слова закрепляются неправильно. Недавно начал называть прогулку "ко-ко-ко". Постоянно берет на прогулку с собой книжку, где есть курица (ко-ко-ко). Потом начал называть так все книжки. А потом это также стало означать слово "гулять";
- крупная моторика оставляет желать лучшего;
- так и не можем освоить "большой-маленький";
- еще минус... Стал хуже отзываться на просьбы. Видимо, ему уже это не интересно. Точно понимает просьбы, но далеко не всегда выполняет. "Дай мячик, положи машинку на кроватку, подойди ко мне, посмотри на меня" - все это стал игнорировать, будто не слышит. А это минус, потому что через такие просьбы я с ним занимаюсь, осваиваем новое. Приходится придумывать что-то особенное, чтоб привлечь внимание сына;
- привлечь его внимание совсем непросто. Реакция на имя почти равна нулю (оглядывается лишь в каких-то особых ситуациях, где сам чувствует опасность). Всякое "посмотри, что я делаю" и т.п. - тоже не имеет эффекта.
Ах да, забыла рассказать о нашем небольшом подвиге. Вчера сын впервые поучаствовал в поделке! Я нарисовала машину без колес, колеса слепила из воска, дала сыну прилепить колеса на место. Конечно, перед этим показала ему, как это должно выглядеть, что это такое... И сын правильно прилепил!
Но опять же... Деготь нельзя не заметить. Чтоб привлечь внимание сына к этому заданию, мне недостаточно было позвать его словами. Недостаточно было пообещать сделать машину. Мне нужно было сунуть ему нарисованный автомобиль прямо в лицо, потом положить рядом на табуретку, чтоб он видел картину. И только тогда, когда внимание привлечено, показывать фокус с колесами.
Поэтому даже при победах остается ощущение, что да, колесо он пристроил, но аутизм никуда не делся. И при появлении слов такое же ощущение: да, вроде говорит, но аутические признаки не скроешь, и проблемы также видны. Когда здоровый ребенок делает что-то новое - искренне радуешься. А здесь тоже радуешься, конечно, но понимаешь, что по большому счету, твоя радость совсем маленькая. Потому что неважно, будет ли малыш клеить колеса или нет. Это не такой уж и важный навык. А вот то, что он не отзывается на имя, что тяжело привлекается - это важно.
Также, как недавно сын подошел к другой девочке играть в мяч. С одной стороны - о, победа! А с другой, я уже хорошо вижу, что его интересовал только мячик. Не девочка. Девочка для него не существовала. Сын подошел, взял ее мячик, кинул ей, безэмоционально. Она кинула в ответ. Так он поиграл с ней немного, потом также без эмоций резко отвернулся и полез на горку. К самой девочке не было интереса. Какое-то время ему было интересно покидать мячик. И он знал, что для этого необходим особый механизм - "девочка". Тут совсем не то, как обычные дети смотрят на других старших детей. Просто смотрят, не отрывая глаз, пытаясь эмоционально взаимодействовать...
Но реальный прогресс - изменилась реакция на папу. Раньше сын его не замечал. А сейчас визжит с его приходом и радостно идет обниматься.