Кажется, это может иметь отношение к Аниному посту про мифы
Из "Писем Баламута" Клайва Льюиса
ПИСЬМО ПЯТНАДЦАТОЕ
Люди живут во времени, но наш Враг предназначил их для вечности.Поэтому Он,
как мне думается, хочет, чтобы они сосредоточили свое духовноевнимание и на вечности, и на той точке времени, которую они называютнастоящим. Ведь настоящее -- это та точка, в которой время касаетсявечности. В данном мгновении и только в нем людям открывается столько же,сколько Врагу нашему открыто во всей реальности. Только в данном мгновениилюдям предложена свобода. Поэтому Враг хочет, чтобы они были постояннососредоточены либо на вечности (то есть на Нем), либо на настоящем(размышляли бы о вечном союзе с Ним или о том, что Он их покинул, следовалибы голосу совести, несли нынешний крест, принимали нынешнюю благодать,благодарили за нынешние радости). Наше дело -- отвратить их от вечности и от настоящего. Имея это в виду,мы иногда искушаем человека (скажем, вдову или жену ученого) жизнью впрошлом. Но этот метод имеет ограниченную ценность, ибо люди все-такикое-что о прошлом знают: в этом отношении прошлое походит на вечность.Гораздо лучше, чтобы они жили в будущем. Биологические инстинкты направляютвсе их страсти именно в эту сторону, так что мысли о будущем распаляют инадежду и страх. Кроме того, будущее им неизвестно, и, побуждая думать онем, мы возбуждаем их тягу к нереальному. Словом, меньше всего напоминаетвечность именно будущее. Это самая эфемерная часть времени, ибо прошлоезастыло и не течет потоком, а настоящее всецело освещено лучами вечности. Вот почему мы всегда поддерживаем все эти схемымышления, вроде Творческой Эволюции или Научного Гуманизма, фиксирующиевнимание на будущем, то есть на том, что по сути своей временно. Вот почемупочти все пороки укоренены в будущем, а благодарность обращена к прошлому, вто время как любовь -- к настоящему. Страх, жадность, похоть, честолюбиеобращены вперед. Не думай, что, как только в похоти наступает удовольствие,грех (единственное, что нас интересует) уже позади. Удовольствие как раз тачасть процесса, которая нас раздражает, мы охотно свели бы ее на нет, еслибы не лишились при этом и греха. Удовольствие испытывают с Вражьей помощью ипотому переживают в настоящем. Грех, возникающий с нашей помощью, устремлен в будущее. Конечно, и для Врага важно, чтобы человек думал о будущем. Думал ровностолько, сколько необходимо, чтобы сегодня готовиться к тем делам правды имилосердия, которые станут насущными завтра. Работу завтрашнего дня надопланировать сегодня, и, хотя содержание ее взято из будущего, этаобязанность, как и все обязанности, принадлежит настоящему. Враг не хочет,чтобы люди отдавали будущему сердца, устремляли к нему все свои помыслы. Мыже хотим. Вражий идеал -- человек, который, отработав день на благо будущихпоколений (если в этом его призвание), вечером откладывает всяческоепопечение, целиком вверяясь небу, и остается лишь при терпении и благодарности, которыетребуются от него здесь и сейчас. Нам же нужен человек, терзаемый кошмарамибудущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовыйпреступить заповеди Врага сейчас, если мы внушим ему, что этим он приблизитили отвратит то, чего ему даже не доведется увидеть при жизни. Нам хотелось бы, чтобырод людской непрестанно и в страшных муках пытался ухватить руками разум,чтобы род этот никогда не был честен, добр и счастлив и все, даруемое ему внастоящем, нес на алтарь будущих времен. Отсюда следует, что твоему подопечному полезней тревоги или надежды(что именно -- неважно) по отношению к нынешней войне, чем жизнь внастоящем. Однако выражение это двусмысленно. Жизнью в настоящем можноназвать и шутку, столь же привязанную к будущему, как и сама тревога. Твойподопечный может не беспокоиться о будущем не потому, что занят настоящим, апотому, что он внушил себе розовые надежды. Пока это порождает егоспокойствие, это нам благоприятствует, ибо, когда ложные надежды рухнут, тембольше будет разочарования и злобы. С другой стороны, если он поймет, что иему, возможно, уготованы тяжкие испытания, и будет молиться, чтобы емуниспослали сил свыше, а сам целиком останется в настоящем, потому что там итолько там его долг, милосердие, знание, да и радость, -- состояние егокрайне нежелательно и нужна немедленная атака. Попробуй припугнуть егословом "благодушие", здесь наш филологический отдел хорошо потрудился. Ноконечно, вероятнее всего, что он "живет в настоящем" по той простой причине,что у него хорошее здоровье и он любит свою работу. В таком случае это простоестественное состояние. Однако, будь я на твоем месте, я бы такого непотерпел. Ничто естественное не идет нам на пользу. Да и с какой стати этимсозданиям быть счастливыми! Твой любящий дядя Баламут.