из полезной статьи о детях и тв
Главная опасность телевизора связана с подавлением сознания и воли, аналогичными тем, что достигаются наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание телеэкрана, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается большим ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки телеэкрана начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-волнами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику. В происхождении главной проблемы умственной работоспособности младших школьников, которая называется синдромом нарушения внимания с гиперактивностью1, основная роль принадлежит телевизионной зависимости. Телемания имеет все признаки и свойства настоящей наркомании: привыкание, зависимость, неразборчивость, агрессивность к близким при попытке лишить удовольствия, сужение кругозора, оскудение интересов, снижение работоспособности и школьной успеваемости. Экран завораживает. Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Постепенно и реальную жизнь ребенок начинает воспринимать так же. Сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, включиться в работу все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилий, он теряет (или не приобретает вовсе) навыки умственной работоспособности.
Детям до 7 лет свойственна физиологическая дальнозоркость. Мышцы глаза у них напряжены, чтобы обеспечить попадание изображения в центр сетчатки. При длительном просмотре телепередач эти мышцы перенапрягаются, наступает спазм аккомодации, что влечет за собой головную боль с тошнотой и рвотой, а со временем способствует развитию близорукости.
Телевизор является наиболее частой причиной головной боли у детей. Сидя у экрана, ребенок испытывает, кроме психического и эмоционального оцепенения, зажатость, закрепощенность мышц шеи, спины, плечевого пояса, лица, головы. В результате нарушается венозный отток из полости черепа и возникает тупая монотонная боль, словно обручем сжимающая голову.
Дети до 7 лет после вечернего просмотра телепередач плохо засыпают, часто вскакивают ночью, кричат, им снятся кошмары. Парадокс детской психики состоит в том, что страхи, которые возникают у них от просмотра телепередач, не уменьшают, а даже усиливают неудержимую тягу к телевизору. Французская газета «Le Point» проводила социологический опрос детей 6 – 10 лет. На вопрос, чего она больше всего боится, семилетняя девочка ответила: «Боюсь дядей, которые могут вылезти из телевизора и меня убить». Этот страх, однако, не мешал ей часами проводить время перед телеэкраном.
Добавьте к этому, что телевизор, отнимая время у подвижных игр, создает совершенно губительную для детского возраста гиподинамию, которая вызывает нарушение функций сердечно-сосудистой системы, кишечника (застой крови в органах малого таза), общую физическую неразвитость, слабость мышц, нарушение осанки, ожирение.
Детям до трех лет телевизор смотреть не следует вообще. А в иных случаях – и до пяти – шести лет: если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги на высокую температуру, черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит; если у него повышенная возбудимость, плохой сон ночью и ранний отказ от дневного сна, заикание, тики.
Здоровые дети трех-четырех лет могут проводить у телевизора не более 15 минут в день, пяти-шестилетние максимум 30 минут, младшие школьники 1 – 1,5 часа 2 –3 раза в неделю.
Расстояние до телевизора должно быть не менее утроенной диагонали экрана.
А вечером обязательно найдите время для неспешной беседы. Не меньше сказок дети любят рассказанные житейские истории. Неплохо бы вспомнить традицию семейного чтения вслух. Есть вещи, будто нарочно для этого созданные. Можно из вечера в вечер читать Диккенса, или что-то из русской старины («Письма русского путешественника» и «Рассказы бабушки» Карамзина, «Письма к родным» Аксакова, «Путешествие в Россию» Теофиля Готье), прозу Пушкина, Гоголя, Лескова, «Лето Господне» Шмелева – кому что ближе. «Робинзон Крузо», Жюль Верн, Майн Рид и другая приключенческая литература тоже читаются, но уже самостоятельно, лет с десяти, если до этого телевизор не истребит в детях способность что-либо читать. Чтение – процесс творческий, оно стимулирует воображение, внимание, память, мышление. В процессе чтения у каждого возникают индивидуальные, личные представления, образы, ассоциации, чувства. Есть возможность их осмыслить, обсудить, задуматься, поразмышлять. Особенности детского восприятия таковы, что просмотр даже хорошей телепередачи – это процесс механический, очень поверхностный, в котором участвуют только зрение и слух. Воображение, память, мышление не включаются из-за стремительности телевизионного потока. Поэтому, «сломался», допустим, у вас телевизор, погоревали вместе, а потом говорите: ну что же поделаешь, давай теперь почитаем! Даже удивительно, насколько дети любят слушать. Они сейчас редко хотят читать, но слушать чтение зимним вечером или летом (на даче, на природе) любят все. Дети, не развращенные видеоиграми и бездумным времяпревождением у телеэкрана, очень любят вечернее общение с родителями, одной из форм которого является чтение вслух. Вовсе не обязательно читать только «детские» книжки. Я знаю девочку, которая в пятилетнем возрасте с удовольствием прослушала чуть ли не всего Диккенса, любила «Неточку Незванову» Достоевского, с интересом и пониманием переживала Шекспира, и в кульминации «Гамлета» умоляюще восклицала: «Если его убьют, ты мне дальше не читай!».
А ведь есть ещё необъятный мир поэзии! Или альбомы с репродукциями живописи из музеев всего мира, которые можно неспешно рассматривать. А накануне не полениться сходить в библиотеку и почитать о живописи и художниках, чтобы было что интересного рассказать ребенку. Нету времени и сил? Они появятся, если вы заберёте у телевизора то, что он отнимает у вас. И ещё есть необъятный мир классической музыки, доступной на кассетах, CD, звучащей по радио «Орфей», а в больших городах – и в концертных залах. Вы не перевариваете эту музыку? Слишком жалкая и малодушная отговорка. Попробуйте, ради ребенка, принимать классику в гомеопатических дозах, как лекарство. Для возбудимого, беспокойного и тревожно спящего ребенка лучше всего начинать с Моцарта: «Маленькая ночная серенада», вторые (медленные) части симфоний, сонат, концертов. А когда малыш полюбит эту музыку, глядишь, и вы почувствуете к ней вкус. Я знал людей, которые плевались и выключали радио при звуках классической музыки, а потом становились горячими её поклонниками. И как они бывали благодарны за это судьбе! Классическая литература, поэзия, живопись и музыка будят мысль и эстетическое чувство, развивают ум и воображение, делают жизнь более интересной, полнокровной и осмысленной.
http://rusakovka.ru/archives/473