Как организовать детские материалы на компьютере
Копилка статей
Источник
Организация материалов для занятий с детьми - вопрос, который многих родителей интересует.
Когда-то, я, как активный собиратель информационных бесплатностей, со всего необъятного простора глобальной сети, столкнулась с захламлением своего компьютера.
Заниматься было проблематично (я банально, не могла найти материалы) и место в самом компьютере уменьшалось, а идеи - так и не воплощались в жизнь. В свое время, мне понравилась система хранения, которая используется автором сайта zaitseva-toys.ru. На ее основе, я пробовала разные варианты. Давайте их рассмотрим.
Варианты классификации детских материалов:
1. По серии, авторам или издательству книг и развивающих материалов (например Kumon, тетради Земцовой, издательство Clever и т.д.).
2. По сферам развития (моторика, физическое развитие, искусство, логика, развитие речи, логопедические упражнения, сенсорика и т.д.).
3. По темам ( праздники, профессии, животные, времена года, растения и т.д.)
4. По видам материалов (лото, карточки, презентации, рабочие, раскраски, тетрадиди).
5. По возрасту ребенка (материалы для 1 года, 2, 3 и т.д.).
6. По методикам (Доман, Монтессори, Шичида и т.д.)
7. Материалы своими руками
8. Игры (в дороге, летние, зимние, в ванной, на кухне и т.д.)
9. Праздники (сценарии, подборки идей, меню, оформление, подарки и т.д.).
10. По времена года (зимние игры, подборки мультфильмов, книг, раскрасок, праздников, погода, природа, поделки и т.д.).
Что еще можно включить:
- Детские книги (стихи, сказки, классика и т.д.)
- Книги для родителей (воспитание, детские кризисы, детские навыки в быту, развитие, психология, для занятий и т.д.)
Вариант № 1. По серии, авторам или издательству книг и развивающих материалов
Удобно для хранения серий материалов (например, я храню подборки тетрадей Kumon и тетради Земцовой, логопедические книги различных авторов).
Вариант № 2. Сортировка по сферам развития.
Обычно, в этих папках, я храню 1 документ- в котором содержится основные понятия данной сферы развития, плюс к этому - чек- листы, которые напоминают чем заняться в этой области (логопедические игры, подборка игр для развития мелкой моторики и т.д.).
Этот вариант, удобен, когда вам нужно составить какое-то тематическое занятие или сделать план занятий (в который надо включить, например, пальчиковые игры, игры на логику и т.д.).
Вариант № 3. По темам.
Трудоемкий процесс, но результаты будут вас радовать и приносить пользу много раз. Я очень люблю проводить тематические занятия. В этом году, я решила ввести календарно-тематическое планирование занятий, поэтому подборки по темам для меня очень актуальны. Стоит немного потрудится и у вас готовый вариант занятий, который можно со временем и возрастом ребенка усложнять.
Вариант № 4. Сортировка по видам материалов.
Сюда можно отнести:
- как печатный материал (раскраски, логические задания, карточки, иллюстрации художников, распечатки книг)
- так и медиафайлы (видео, презентации для детей, мультфильмы, аудиозаписи).
Вариант № 5. По возрасту ребенка
Очень удобно, чтобы не копить лишнюю информацию и давать ребенку материалы по -возрасту.Удобно скачать или составить чек-лист "Что должен уметь ребенок в 2-3-4 года" и в соответствии с ним, подбирать материалы.
Вариант № 6. По методикам (Доман, Монтессори, Шичида и т.д.)
Тут все понятно- все материалы (пособия, карточки, книги, статьи) собираются в рамках одной методики).
Вариант № 7. Материалы своими руками
Я очень люблю всевозможные материалы для занятий, которые можно сделать своими руками - начиная от презентаций на компьютере, до развивающих игрушек, сенсорных коробочек и плакатов. Раньше, в эту категорию я собирала идеи со всего интернета, а сейчас - только плоды своего творчества:)! А все идеи - в дневнике на ББ и в пинтересте.
Вариант № 8. Игры (в дороге, в ванной, на кухне и т.д.).
В эту категорию, удобно складывать идеи игр по темам. Например, мы много путешествуем на машине, поэтому подборка и список игр для путешествия/дороги очень актуален. А еще, сборник игр на кухне, чем можно отвлечь ребенка пока мама готовит, или что можно приготовить вместе с ребенком.
Вариант № 9. Праздники (сценарии, подборки идей, меню, оформление, подарки и т.д.).
Новый год, Рождества, 8 марта, Дни рождения и прочие праздники, так же требуют подготовки. Все идеи - можно собрать в эту категорию.
Вариант № 10. По времена года (зимние игры, подборки мультфильмов, книг, раскрасок, праздников, погода, природа, поделки и т.д.).
К этой систематизации, я давно стремилась. Потому что, когда начинается сезон, мы срочно начинаем искать "А чем заняться с ребенком осенью/зимой/весной/летом?".
Я разделила папки по сезонам, и складываю подборки для каждого времени года.
Например, что можно включить в категорию "ОСЕНЬ":
- осенние прогулки (находилки, игры на улице, физическая активность и т.д.)
- осенние праздники
- осенние творчество
- осенние игры
- осенние тематические занятия
- осенние мультфильмы
- осенние книги, сказки стихи,
- осенние поговорки, приметы, пословицы,
- осенняя музыка, песенки,
- осеннее меню и рецепты,
- природа и животные осенью,
- осенние путешествия и культурные мероприятия,
- осенний огород (гарденотерапия),
- осенние опыты и исследования,
- осень в картинах художников.
Открываете папку- и у вас всегда есть готовые варианты, чем заняться в сезон!
Как сделать удобную систему хранения материалов:
1. Надо заранее определиться - как будет выглядеть ВАША система хранения детских материалов.После этого начать сортировать материалы (и удалять лишнее).
2. Пробовать на практике методы сортировки, возможно 1 вариант, может вам не подойти. Лучше комбинировать.
3. Регулярно помещать материалы в соответствующие папки, а не сохранять "по-быстрому" где угодно.
4. Сделать напоминалку- памятку, о том, как размещать материалы для детских занятий.
Например, я пользуюсь в основном системой "7 папок" для регулярных занятий, поэтому подбираю соответствующие материалы, которые расписаны в напоминалке.
КАК НЕ ЗАХЛАМЛЯТЬ КОМПЬЮТЕР МАТЕРИАЛАМИ:
1. Не стоит просто собирать материалы на разных сайтах и складировать в своем компьютере, если реально не удастся ими воспользоваться. Например, идей так много, что невозможно определиться, что использовать, ибо хочется "все и сразу".
2. Не стоит ли сохранять раскраски, прописи, шаблоны, когда у вас нет принтера (если только, вы не распечатываете на работе).
3. Не стоит скачивать и хранить материалы, тематические комплекты, различные шаблоны для игр и занятий, если у вас нет цветного принтера, а распечатать в цветном варианте стоит дороже, чем покупка готовых пособий, книг и материалов.
4. Хранить лучше материалы на облачных хранилищах.
5. Делать подборки музыки в соц. сетях (например, вконтакте)
6. Делать подборки мультфильмов, презентаций, аудиосказок, аудиокниг и детских фильмов на YouTube.
7. Использовать свой дневник на ББ- как полезную методичку для материалов.
8. Пользовать досками Pinterest.
Например, хранить ссылки на сайты, где модно почитать книги и стихи он-лайн, послушать музыку и посмотреть подборки мультфильмов. Или же, сохранить море идей для детского творчества и развивающих игр!