Что поможет ребёнку овладеть грамотой и стать грамотным? Множество игр и просто домашних занятий:
поиск сокровищ. "Клад" помогают найти указания: летом - заметки мелом на асфальте, зимой - "карта" или письмо с рассказом, где "драгоценности" спрятаны. Постепенно условия игры усложняются: карта сама спрятана, разорвана-разобрана на клочки, некоторые буквы "стёрлись" или используется "шифр" (например, написаны не указания, а загадка) и т.д.
естественные в жизни любого ребёнка письменные жанры: открытки к дням рождения, с рисунком и текстом, письма дедушке с бабушкой, списки покупок, может быть, дневник… Или, например, вежливое письмо Деду Морозу с деликатной просьбой о подарке.
рецепты настоящих и придуманных блюд (суп для снеговика; суп для машины - из запчастей...)
"выставка рисунков": надо ведь надписать их и подписаться
"музей": опять-таки нужны будут подписи
"перепутанные вывески". Развешиваем по квартире "неверные" надписи. При этом стараемся, чтобы реальные вещи были похожи на те, что обозначены названиями. Так смешнее! Например: вентилятор мы подпишем "велосипед", детский мячик - "лягушка", телефон - "будильник"…
игра в магазин или кафе: придётся писать ценники, меню, выписывать счет
"глухонемые". Приходится переписываться...
принцип книжек с рисунками-наклейками, вывернутый наизнанку: рассказы со вставками-записками
"бэби-словарь" (дети должны представить себя на месте мамы и понять, что это такое они когда-то говорили).
"найди название". Ребёнок хочет посмотреть фильм - разрешаем при условии, что найдёт в списке нужное название. В списке же выдуманные названия по звучанию перекликаются с тем, что мы ищем (например: Муми-тролли- "Мама и тарелка", "Му-му и Тру-ля-ля", "Мармелад и тортеллони"...)
пишем "в компьютере". Wordart и Power Point ещё и помогут эффектно оформить написанное
"картинка из названий". В большой упаковке "Crayola" - более сотни восковых мелков. Названия подстёгивают фантазию... Выбрать произвольно 3 мелка - и нарисовать картинку, какая приходит в голову.
"фигурные стихи": слова записаны так, что образуется картинка. Например: "летние слова" - в форме солнца, "зимние слова" - в форме снежинки
давно известная "поэтическая машина": в образце (с нужными грамматическими формами) заменить слова так, чтобы ритм остался
"перепутанные лего-фразы". Пишем на листочке описание сцены (кто? что делает? где? когда?), ответы на вопросы - один под другим. После того, как исписаны 4 листочка, читаем "по диагонали": первый ответ на первом листке, второй на втором и т.д. Пример: 1 лист: Птица клюёт зёрнышко в гнезде. 2. Папа читает книгу на диване. 3. Заяц ест морковку в норке. 4. Пингвин видит огонь в иглу. Читаем: Птица читает морковку в иглу. Папа ест огонь в гнезде. Заяц видит зёрнышко на диване. Пингвин клюёт книгу в норке.
(игра, придуманная детьми) Пишем в воздухе очертания буквы - угаданную отдаём. (Можно продолжить. Полученные буквы показываем одну за другой - партнер должен придумать слово на каждую.)
добрые старые игры со словами: найти слова в цепочке (носкисказка...), продолжить цепочку слов или слогов (морекабанкарета...), буква заблудилась, буква потерялась - добавь (вариант: преврати одно слово в другое: шар - шарф), убираем букву (тросы-росы-осы), "наборщик" (найди в слове другие слова), анаграммы (простой вариант - переставь слоги: насос - соска), "слова спрятались" (на сайте-портале Татьяны Евтюковой "Солнышко"есть хорошие "загадки-прятки": Скоро Ванечка проснётся - молоком кормить придётся; спряталась корова)...
и, конечно же, чтение "по эстафете": листок - мама или папа, абзац - ребёнок...