Разбил-сломал-уронил
Свалка педагогических идейМоя мантра на этот случай - "Ничего страшного", после ее произнесения главное показать ребенку, как устранить последствия - поднять и поставить на место, убрать осколки, выбросить, подмести и т.п. Мария Монтессори (да, да, я неисправима :) говорила, что если ребенок не будет иметь возможности ничего разбить, то он не научится обращаться с вещами аккуратно, поскольку не увидит, как они хрупки (и приводила в пример одну группу, где хрустальный графин стоял на очень узкой полке, педагоги долго не могли купить полку пошире, а дети тем временем просто научились ставить графин очень аккуратно), и я склонна разделять эту мысль.
Если вдруг ребенок разбил или сломал что-то, про что вы не можете честно сказать "ничего страшного", то (я готова к тухлым помидорам в мой адрес) скорее всего это вы не позаботились о том, чтобы убрать ценные для вас вещи за пределы дитяьей доступности.
Ругать ребенка за разбитое или сломанное что-то бессмысленно - это не научит его аккуратности. Лучше поступить продуктивно и показать, как обращаться с тем или иным предметом бережно - носить двумя руками, ставить осторожно, идти медленно. И еще можно, это всегда полезно и этого никто не отменял, выразить свои чувства по поводу произошедшего. Если, положа руку на сердце, вы не можете сказать "ничего страшного", то скажите правду -"мне жаль, что эта чашка разбилась, она очень мне нравилась", "я расстроена, что эта коробочка сломалась, она была очень нужной" и т.п., и уже после этого произнесете коронное "ничего страшного". Учите ребенка не зацикливаться на сделанном нечаянно, не делать выводов, что он неуклюжий, неаккуратный и вообще плохой, ведь случайно что-то уронить или разбить могли бы и вы сами, разве нет? Лучше покажите, как исправить то, что произошло, и помимо проведения уборки обсудите необходимость приобретения новой вещи взамен испорченной старой, по возможности сходите в магазин вместе.