Первый класс
Игра важнее учебы
Человек так устроен, что на разных стадиях развития он познает мир по-разному. Вспомните своего малыша в год–полтора. Кроха, почувствовав почву под ногами, ринулся исследовать квартиру и пробовать на зуб все, что плохо (да и хорошо тоже) лежит. Шестилетка, конечно, тапочки не облизывает. Он играет. Вдохновенно и самозабвенно. Это его ведущий вид деятельности, так же, как для семилетнего — учеба. К слову, многие родители жалуются, что к 13–14 годам дети резко снижают успеваемость. Ничего удивительного с точки зрения психологии здесь нет. Ведущий вид деятельности подростка — общение. Но тут уж приходится брать себя в руки и отрываться от компании друзей ради алгебры и физики. В 13 лет проявить волю уже можно. А вот шестилетнему ребенку в принципе не под силу отодвинуть игрушки подальше и твердо сказать: „Мама, мне пора заниматься! Дайка, пожалуйста, прописи!” Хотя, конечно, об этом мечтают все родители.
Большая разница
Разница между шестилеткой и семилеткой весьма заметна. Это для нас что 30 лет,
что 35 — не принципиально, а в детстве один год может значить очень многое.
Первое, и, пожалуй, главное отличие малышей в шесть лет — непроизвольность их
поведения. Ребенку трудно сосредоточивать свое внимание на одном объекте.
— Он такой невнимательный! — жалуются мамы, — Постоянно отвлекается!
А юный ученик, в общем-то, не виноват. Он не может не отвлекаться. Не освоил
еще навыки произвольного поведения! Ему нужно сначала побегать, потом
попрыгать... 45 минут урока для него — мука.
Сложно? Сейчас будет простой пример. Представьте, что вы раскладываете перед
ребенком два „заборчика” из палочек. И в первом, и во втором палочек одинаковое
количество. Малыш это видит и полностью соглашается: да, и здесь восемь
палочек, и здесь тоже. А теперь вы сдвигаете в верхнем заборчике палочки ближе
друг к другу, так, что он теперь занимает меньше места. Спрашиваете малыша:
„Где теперь палочек больше?” Семилетний ребенок пожмет плечами: „Как было везде
восемь, так и осталось восемь”. Шестилетка в 80 % случаев начнет утверждать,
что в более плотном заборчике палочек меньше. Вы его спросите: „Я убирала
отсюда палочки?” — „Нет”. „Я добавляла в другой палочки?” — „Нет. Но вот здесь
палочек меньше”. А это будет означать, что константность восприятия у крохи еще
не сформирована. И что он со своим умением считать до сотни, но неумением
понять, что килограмм пуха весит столько же, сколько килограмм железа, будет
делать в школе — непонятно.
Третья проблема, которая возникают у маленьких первоклассников — трудности в
абстрагировании. Задайте шестилетке задачу: „Мама с сыном пошли собирать грибы.
Мама нашла три подберезовика, а сын — два подосиновика. Сколько всего мама и
сын собрали грибов?” Смышленый малыш расскажет, как здорово гулять по лесу,
вспомнит, как прошлой осенью сам нашел белый… Все это замечательно. Но
семилетний ребенок в таком случае просто скажет: „Три плюс два равно пять”. Он
будет решать эту задачу как учебную. А шестилетний — пока нет.
Второй раз в первый класс
Любой специалист расскажет массу случаев, когда „начали учиться в шесть лет и
не получилось”. Иногда младшие становятся главными задирами в классе. Иногда
превращаются в тихих троечников. Иногда у них по утрам начинает болеть голова.
Они не симулируют, чтобы прогулять школу. Просто их организм семафорит
амбициозной маме: „Дай передышку!”
Порой и правда приходится давать передышку — забирать ребенка из школы,
отдавать обратно в детсад, через год — „первый раз в первый класс, дубль два”.
А теперь представьте, с каким лицом малыш вернется в садик („Не справился…”) и
с каким пойдет в сентябре на школьную линейку („Опять это мучение!”).
Примеры из жизни
— Это было моей серьезной ошибкой, — признается Елена, мама третьеклассника Виталика, — я отдала Витальку в школу ровно в 6 лет. Во мне взыграла родительская гордость: у подруги сын в шесть лет пошел, а мой что, хуже? Виталик умел читать и писать. Только вот усидчивости у сына не было никакой. Мог посреди урока встать и выйти из класса. Дрался с одноклассниками и отказывался делать уроки. Я видела: сыну очень тяжело. В середине второй четверти забрала его документы из школы и вернула в садик. Психолог подтвердила: Виталик просто был не готов к школьным нагрузкам. На следующий год шли в школу с опаской, но к счастью все обошлось, учиться стало гораздо легче.
moy-rebenok.ru