За «страшные» сказки замолвлю я слово.... или моя книжка из детства.
Книги для детей
Сказка-ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
А помните, что протягивал Гензель старой ведьме через прутья решетки? Правильно, куриную косточку. А знаете ли Вы, что психологи идентифицируют эту косточку с мужским половым органом? Шокированы? Ну что ж, прочитав этот отзыв, Вы , возможно, узнаете еще несколько шокирующих фактов о наших любимых сказках Братьев Гримм
Сложно, наверное, найти человека, который бы в своей жизни не прочитал хотя бы одной сказки. Сказки - это неотъемлимая часть детского воспитания, ведь это одна из первых литературных форм, наряду с песенками и потешками, с которой ребёнок знакомится еще задолго до того, как сам начинает читать и писать.
Я не являюсь исключением из правил. Больше всего в детстве я любила читать сказки: волшебные и бытовые, о животных и об отважных героях, о принцессах и о всякой "нечисти". Особенно мне нравились немецкие сказки. В более старшем возрасте я "фанатела" от "атмосферных" сказок Гауфа а в детстве зачитывалась сказками Братьев Гримм. И именно о них я хочу сегодня рассказать. К сожалению, моя любимая Гриммовская книжка не сохранилась. Я не знаю, какого года издания она и кто был иллюстратором. Старенькая, потрепанная, с пожелтевшими от времени листочками, она в какой-то момент рассыпалась от старости. Но оставив в душе неизгладимый след, она спровоцировала меня на покупку вот такого издания, в более позднем возрасте:
(сразу извиняюсь за качество фотографий, книга у мамы, она делала фотки на телефон).
А знаете ли Вы, что сборник "Детские и семейные сказки" (1812) Братьев Гримм - самая издаваемае и переводимая немецкая книга после Библии? С момента первого издания в 1812 году и по сей день эти сказки являются не только бестселлером "сказочной продукции", но и "яблоком раздора" среди миллионов читателей: как родителей, так и литературных критиков. Вот уже два столетия дискутируют психологи, педагоги, социологи и просто родители об обоснованности чтения этих сказок детям.
Ярые феминистки видят в сказках «толпу униженных и оскорбленных» женщин. Ну конечно, «прилежная уборщица» - Золушка, Рапунцель и принцесса Шиповничек, страдающие из-за ошибки своих отцов, мертвые жёны Синей Бороды, и все эти глупые служанки и злые ведьмы,- все они абсолютные неудачницы, нуждающиеся в просвещении и самостоятельности. И даже, если в конце сказки приходит спасение, то обязательно в лице представителя «сильной половины человечества».
K недостаткам сказок причисляют и их оторванность от реальности, ведь они рассказывают об устаревших социальных отношениях и языческих обрядах. Кроме того они формируют у ребёнка ошибочные представления о мире, повествуя о волшебных предметах, говорящих животных, феях и ведьмах.
А психологи нашли в сказках богатый материал для подтверждения своих теорий. Являясь проекцией детского подсознания, сказки описывают эдипальные конфликты, оральную неудовлетворенность и пубертатные проблемы. И даже такие простые предметы как колодцы, высокие башни и раскалённые печи приобретают «особое» значение а ля Зигмунд Фрейд.
Но наиболее веский антиаргумент в споре о сказках- это их «кровожадность»: отрубленные пальцы (Золушка), разрезание животов (Красная шапочка, Волк и семеро козлят), выклеванные глаза (Золушка) - и это еще не все ужасы, которые можно найти в сказках Братьев Гримм. В первом издании «Детских и семейных сказок» 1812 года, можно было прочитать сказки «Wie Kinder Schlachten miteinander gespielt haben" - «Как дети играли друг с другом в скотобойню» и «Van den Machandelboom" - «Можевеловое дерево». В первой сказке дети во время игры убивают друг друга, а во второй -мачеха, убив сына, варит из него суп и подаёт мужу. Эти сказки вызвали такую сильную критику, со стороны читателей, что Братья Гримм вынуждены были переработать сказки, хотя они и пытались обьяснить все сказочные ужасы своей теорией о «многогранности жизни»: ведь зло и насилие-это тоже составляющие нашей жизни, и они не должны утаиваться от детей.
Якоб и Вильгельм Гримм называли свои сказки «инструментом воспитания». Поэтому зло, которое в сказках имеет место быть, как и в реальной жизни, должно быть наказано, и наказано жестоко.
И все-таки, сказки Братьев Гримм - это уже переработанный и улучшенный вариант. Кто сомневается, может прочитать предшественницу «Спящей красавицы»- "Солнце, луна и Талия» Джамбаттисты Базиле, в которой принц, не сумев разбудить принцессу, насилует её во сне и уезжает. Принцесса через девять месяцев благополучно рожает во сне близнецов и просыпается лишь тогда, когда один из них начинает по ошибке сосать не грудь , а палец , и высасывает занозу-причину "волшебного сна":
"Сказка сказок" Джамбаттиста Базиле
К чему я описала все эти ужасы в светлый детский праздник? Просто я хочу обратиться к Вам, дорогие папы и мамы. Ведь неважно, какие ассоциации и картины встают перед нашими "просвещенными" глазами при чтении сказок. И я глубоко сомневаюсь, что невинные дети ассоциируют куриную косточку Гензеля с "мужским органом", а пряничный домик с "телом матери". Это наш опыт и знания, которые делают такие ассоциации возможными. Поэтому не лишайте своих детей этой радости - радости чтения сказок.