Освоение пространства
Я перекладываю книги, разбирая их по стопочкам и строю планы:
- щааас кааак напишу про самые первые книжки для малышей! которые не просто картонки с глазками, а вот прямо - Книги!
- щас как напишу про книжки для развития речи! (из первой стопки изымается пара-тройка книжек и перекладывается)
- щас как напишу про первое самостоятельное чтение! (обе стопки в башню и еще стопка и еще горка вишенок книжечек)
- ааа! Я же откладывала вот эти книжечки - они такие душевные, настроенческие, я же про них хотела писать отдельно! (из стопищи выуживаются несколько книжек )
- надо-надо-надо про освоение пространства и знакомство с формами, сравнение по разным признакам - это же важно! (отсюда одну, оттуда - вон ту, а где же еще парочка?)
- щас кааак напишу про... стихи/сказки/маленьких человечков/детективы/зиму/лето/весну/осень (а все книги уже перепутались и одни и те же готовы участвовать в нескольких номинациях, а какие-то вообще никуда не влезают, но мне они просто дико нравятся...)
Ну и??? решено - об освоении пространства, об отражении его в речи.
Не кривитесь, не фыркайте "шо опять?", увидев верхнюю книгу в стопке - я ж вчера торопилась на квиз и очень важное про нее не написала ((
А именно - что это одна из немногих книг, в сюжет которых вплетена пространственная разметка. Которая показывает положение каждого объекта в пространстве. Позиция наблюдателя (читателя) по отношению к наблюдаемому объекту. Все это там и сям рассыпано по крупицам и в других книгах, но часто не замечается, внимание на этом не акцентируется и столкнувшись с незнанием детьми некоторых элементарных вещей, мы вдруг удивляемся - но мы-то ведь это все знали, хотя нас никто не учил! Как-то это усваивалось само собой. Да. Потому что пространство вокруг нас было организовано по-другому. Потому что знакомились мы с ним совсем другими способами и в другой последовательности. Мало кого из нас с младенчества возили в машине, пристегнутыми к креслам. В машинах мы прилипали носами к окнам, чтоб увидеть как мелькают за стеклом знакомые и незнакомые дома и деревья. Каждый малыш исследовал сначала дом, двор, кусочек улицы до ближайшего магазина, потом до детсада, потом еще до чего-то. Исследовал ногами, глазами, успевая озадачиться - а что за тем поворотом, куда ему пока не разрешают ходить? Это освоенное исхоженное пространство соотносилось с неизведанным. К нему постепенно пришивались новые маршруты, в голове выстраивался некий план соотношения знакомых территорий. Сейчас дети мало обращают внимания на то, что там за стеклом мелькает. И в круговерти постоянных перемещений порой ускользают от внимания и не усваиваются разные признаки и метки, обозначающие именно взаимное расположение объектов в пространстве. Какие-то базовые вещи оказываются пропущенными, и я долго не понимаю что именно в моих предельно простых словах непонятно детям.
Вот бойко читает сообразительный 5-летний мальчик, отрывает глаза от книжки и спрашивает:
- А что такое НАД?
Вот тебе и раз! Читает, считает до 100, лихо справляется с заданиями и лабиринтами и... Я протягиваю руку, выпрямляя ладонь над его головой:
- Видишь? Я держу ладонь у тебя над головой. Убрала. Что теперь у тебя над головой?
Он смотрит вверх пока соображает:
- Потолок!!!
- А над ним?
Я лезу искать книжку-малышку Успенского "Над нашей квартирой", пока парень в своих рассуждениях что над чем не добирается до космоса...
Мы читаем Успенского - про то, как над нашей квартирой собачка живет, а над нею кошка живет, а над кошкой мышка, которая боится дождика из тучки, стучащего по крыше, а тучку обидел маленький гром, который по тучке стучал кулаком...
То вдруг кому-то непонятно слово ВОКРУГ, то кто-то затупит на элементарное "ПОД столом", совершенно для меня неожиданное, то мы специально изучаем ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК, то вдруг кто-то спотыкается на слове ЧЕРЕЗ, то без конца строим игрушки перед, за, рядом, под, над, около, внутри и снаружи чего-то. А я все соображаю не упустили ли мы еще чего-то неочевидного...
Наверное, из-за исчезновения из нашей жизни многих незаметных вещей, а в первую очередь дворовых коллективных игр с мячиками, камешками, палочками, прятками и бегалками вроде "выше земли", теперь это надо учить специально, покупая разные пособия и рабочие тетради, и целенаправленно обращая внимание на эти мелочи, потому что просто так, они сами собой уже не усваиваются.
Очень длинное вступление, да, я понимаю, что утомительно читать, но все же пусть оно здесь будет. Перед описанием книг, которые помогут родителям ввести в обиход необходимые понятия и заострить внимание на их усвоении.
Поэтому еще раз - о книге Перед моим домом.
Потому что это очень важная книга! Кроме всего ранее о ней сказанного, она обладает очень мощным образовательным потенциалом. Не смейтесь. Когда-то я бы тоже ухмыльнулась, но теперь я столько раз сталкивалась с дырами и пробелами, которые выплывают совершенно неожиданно, а могут выплыть и гораздо позже, когда на них уже должна будет возводиться какая-то постройка, а на пустом месте она просто рушится и учитель с родителем не понимают почему...
Так что книгу эту надо читать внимательно и желательно, чтоб ребенок проигрывал и проговаривал вслух подобную расстановку с каждой страницы:
Прочтите книгу несколько раз, а потом можно попробовать подобным образом расставлять и размещать свои объекты.
Может, и книгу подобную сотворить захочется ) Свою!
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Читай-город
******************************************************************************************************
Вот еще очаровательная пара книг:
Вперед! Вперед! - Озон / Читай-город
В мир собак и машин!
Эта книга, кишащая собаками всех мастей на самых разных транспортных средствах, как и предыдущая, тоже напичкана ориентирами пространственной развертки - выше-ниже, ближе-дальше, высоко-низко, на, по, под, над, внутри, снаружи и т.д. Плюс самые разные признаки сходства и различия по величине, цвету, характеру. Даже некоторые нормы поведения, элементарные правила вежливости, чуточку правил дорожного движения, скорее даже не правил, а просто знакомство с цветами светофора, упоминание смены дня и ночи, немножко об эмоциях - все это в коротких предложениях из простых слов на белых страницах с забавными рисунками. Все это как повод дополнительно поговорить, поиграть, узнать подробнее, расширить знания на обозначенные темы.
И это снова гениально работает дважды - в период освоения речи для занятий и игр с ребенком, и в период начального чтения.
Текст может показаться примитивным, но в нем нет лишнего. Только то, что картинка над ним иллюстрирует. Привыкая к экранам, с которых льется поток непрекращающейся речи, мы забываем о том, что маленькому ребенку очень сложно вычленить из этого потока нужное. Понять к чему на движущейся картинке относится то или иное слово. Уже выросло поколение "телевизионных" детей и, читая их опусы, видно, что очень многие слова, особенно устойчивые выражения, словосочетания, многие эпитеты и сравнения употребляются совершенно в несоответствующем контексте. То есть смысл этих выражений усвоен неверно. Все ведь помнят столько забавных толкований неверно услышанных строчек из песен! Так вот с речью, воспринимаемой с экрана, очень часто происходит то же самое...
Эта книга, как "рыба", скелет построения фраз, обозначающих разные действия, рассказывающих о том, что происходит. Конечно, это не говорит о том, что надо отказаться от других книг с красивыми текстами и богатым языком. Но если вы их читаете, не стоит свысока относиться к этим. Они как тесты, как лакмусовые бумажки покажут все ли усвоили ваши дети в изысканно-высокохудожественных текстах.
У второй книжечки этого же автора Ты моя мама? чуть меньший образовательный потенциал, но зато это более эмоциональная сюжетная история - очень семейная.
О том, как только что вылупившийся из яйца птенец в мамино отсутствие самостоятельно знакомился с миром, разыскивая ее.
У нее ничуть не меньше достоинств по качеству исполнения - на плотных белых офсетных листах очень забавные иллюстрации. Для малышей очень грамотно выполненные - без лишних отвлекающих деталей, без загромождающего фона. Цветные, но не пестрые и не яркие. Они не кричат, не мельтешат, в них - только самое главное, самая суть.
Думаю, что и малышам, и юным читателям незатейливая приключенческая история с хорошим концом придется по вкусу. Тем более, что книжка с таким приятным для многих "обнимательным" финалом )))
Лабиринт / Озон / Май-шоп / Читай-город на Озоне дешевле.
Не могу не упомянуть здесь давно уже раскупленного и отовсюду исчезнувшего Гарольда с фиолетовым мелком. Но вдруг кому где встретится.
Или переиздадут внезапно...
Здесь всю эту пространственную разметку Гарольд делает сам своим мелком - сам рисует мир. Цитирую себя же: "Одна из редких книг-историй, побуждающих мысленно осваивать пространство и строить собственную реальность "из воздуха". Очень полезная и нужная. Хотелось бы еще подобных книжек в библиотеку."
А знаете почему для меня травматична тема космоса?
Потому что там нет привычной разметки - не за что зацепиться. Там нет ни верха, ни низа, ни севера, ни юга...
Пока закругляюсь, но продолжение все равно будет )