Ключ, открывающий двери
НасущноеМеня никто не учил быть мамой. Но я хочу ей быть. Хорошей мамой. Чтобы мы с дочками много болтали о серьезном и ни о чем… Ели мороженое и запускали воздушных змеев…Много обнимались. Смеялись, целовались. Засыпали и просыпались со словами «Я люблю тебя», «Я тебя никому не отдам», «Ты мне нужна». Чтобы мы были счастливы вместе. Чтобы дать им больше, чем смогла достичь сама, чтобы у них была лучшая жизнь.
![](https://cdn3.imgbb.ru/user/69/694438/201805/2de212808e7642b87c17927ab831edae.jpg)
![](/new_style/tiny_mce/plugins/cut/images/line.gif)
Давно хотела написать пост про речь. Но как-то витраж не складывался (не люблю слово «пазл»). Книга «Тридцать миллионов слов» от издательства «Миф» стала обрамлением для моего витража. Просто в ней поднято много составляющих, которые связаны одной цепью: родитель-ребенок-мир. Написана она хирургом Даной Саскинд. Хирургом, оценившим силу социологии. Дана - хирург не простой, а узкоспециализированный. Она давала глухим от рождения детям шанс жить в полноценном мире общения и звуков, устанавливая им специальный имплантат. Но ее бесценного врачебного опыта не было достаточно, чтобы получить хороший результат наверняка. Оказывается, многое в нашем мире определяет такое понятие как «речевая среда», а это уже социология. СКОЛЬКО и КАК мама и папа разговаривают с малышом в первые годы жизни НАПРЯМУЮ влияет на интеллектуальные способности ребенка.
Почему я начала пост словами про маму? Каждой из нас это знакомо. До боли в сердце я бы сказала). Хочу обобщить здесь кое-какие свои мысли и переживания. Возможно или даже наверняка они окажутся вам близки. И может быть нам вместе станет немного радостнее, потому что какие бы ни были у нас стремления высокого полета, «тормоз» никто не отменял. Так может быть мы его слегка подладим, чтобы не включался сам по себе).
Ключ бесполезен, если им не открывают дверь
[Принципиальный фактор, определяющий будущую траекторию развития ребенка, - речевая среда: сколько и как мама и папа разговаривают с малышом]
Родительская речь - это и есть ключ. Ключ для ребенка в огромный, местами очень сложный мир. Ключ для развития, ключ для движения вперед. Для мечты наконец.
И если мы не открываем им дверь, то есть не разговариваем с малышом, ключ оказывается бесполезным…
По себе замечала, что слушать я люблю гораздо больше, чем говорить. С рождением Насти все как-то поменялось. Я говорила, говорила, говорила. Причем казалось, что все это льется из меня как-то неосознанно, само по себе. Согласно исследованиям, это оказалось хорошо). Я просто использовала ключ по назначению. При этом не считаю именно СВОИМ достижением то, что Настя заговорила предложениями в полтора года. Все же это особенность детского сознания (на мой взгляд). В противовес ей Катюша в свои почти 2 говорит мало слов, но мир ее звуков и пассивного словаря очень велик и разнообразен. А еще она явно лучше, чем Настя преуспела в физическом развитии на данный момент. Дети разные. Теперь я это знаю на своем опыте.
Кроме того имеет смысл то, КАК мы говорим с малышом.
Специалисты выделяют 2 формы воспитания:
1) Директивы (приказания, порицания, требования): обрывают восприятие информации и блокируют ее.
2) Предложения и приглашения: стимулируют восприятие информации, помогают формулировать собственное мнение и делать выбор.
Просто на словах, но сложно в деле. Особенно если учесть тот факт, что директивы тоже льются из многих (из меня в том числе) как бы автоматически. С одной стороны, мы унаследовали их на подсознательном уровне от родителей (я была старшей и знаю, что унаследовала), с другой стороны сильно влияние наших субличностей, а с третьей - общества.
Как бороться с директивами? Хороший вопрос. И банальный ответ - контроль. Но легко сказать «контролируйте то, что говорите своему ребенку», особенно когда он лег в лужу на дороге и орет так, как будто его режут. А в более старшем возрасте - когда он включает «инопланетянина» (не слышит и не видит ничего вокруг), и мы сильно куда-то опаздываем. Каждую минуту - это непрерывная работа над собой. Автоматические директивы сложнее всего отследить. В моем случае опоминаюсь, когда уже вылито много словесного мусора.
Директивы стали литься из меня, когда Насте исполнилось года 4. До этого все было тихо-мирно и по-книжному: «теплый, добрый, отзывчивый мир». В 4 года Настя начала мне диктовать свои условия, и часть меня взбунтовалась.
Мои способы переключения директив на предложения:
1) Выдохнуть, снизить тон, сказать твердо, но спокойным голосом;
2) Привлечь внимание: зайти в комнату, где находится ребенок, сказать три не связанных между собой слова (например, мороженое, космос, дикобраз) - как правило дети поворачивают голову, потому что мама «извергает» что-то новое и интересное - и уже потом сказать то, что ребенку нужно услышать.
3) Если сильно накосячила, подхожу к Насте - опускаюсь перед ней, чтобы глаза были на одном уровне и говорю, что была не права, прошу прощения. А потом сообщаю то, что хотела сказать.
4) Использую счет. Он как-то мотивирующе действует.
Мы с вами понимаем, что с помощью слов можем создать для ребенка либо красочный и яркий мир, либо обстановку хронического стресса.
Теперь несколько интересных фактов про характер слов. В большей мере они относятся к развитию детей до 3-х лет.
Когда у меня появился первый ребенок, было распространено мнение, что сюсюкание (= подыгрывание ребенку в речи) является сплошь и рядом дурным тоном. С ребенком надо говорить, как со взрослым. И точка. Я раньше придерживалась этого лагеря. С Катюшей все более приближено к реальности. А вот в книге вообще публикуются результаты исследований, согласно которым подыгрывание ребенку в речи не вредит, а помогает осваивать язык! Все дело в том, что мелодичность речи, ее ритм, позитивный тон, произношение нараспев и упрощеный набор слов привлекают внимание малыша в большей мере, чем обычная речь.
Еще ранее отметила для себя интересную мысль, что физическое развитие ребенка важно и нужно соединять с речью. Кидаем или катаем мячик - говорим, как он скачет или катится. Прыгаем с ребенком - говорим («скок-скок» как зайчик, «пых-пых» как ежик и т.д.) Поднимаемся по лестнице - говорим. Озвучиваем каждое движение. Из книги взяла для себя дополнение к этой мысли - не просто озвучивать, а озвучивать с математикой. Самое простое - считать те де прыжки или ступеньки, чуть усложнить - добавить пространство и геометрию. «Давай прыгать по кругу - раз, два, три…» «Давай пройдем по прямой» (бордюр), «Нарисуем квадрат и побегаем по нему» и т.д. Сюда же можно добавить цветовоприятие (это уже я от себя).
Еще интересный факт про чтение. Уже не помню, где писала, но тоже много разных точек зрения попадалось про чтение. Например, Марина Озерова рекомендует детально прорабатывать каждую маленькую книгу/сказку/стихотворение. Иллюстрировать, инсценировать. И т.д. Другие авторы советуют читать как можно больше разнообразной литературы, чтобы ребенок слышал как можно больше разнообразных слов. В общем, как можно говорить о многих профессиях - сколько специалистов, столько мнений. Для себя на вооружение взяла следующее:
1) Читаю своим детям с рождения (помню, еще бабушки мои смеялись надо мной, что Насте три месяца, а я ей сказки читаю)
2) Книги должны быть разнообразные - и потешки, и сказки, и рассказы и т.д.
3) Книги должны стоять в доступном для ребенка месте, чтобы он сам мог взять книгу, которая нравится, и посмотреть ее (Катюша трепет детскую библиотеку только так..)
4) Практикуем обычное чтение перед сном (если ребенок силит/лжеит и слушает)
5) Практикуем и «диалоговое чтение» - когда Катя отрывает от сюжета, тычет пальцем на понравившуюся картинку - обсуждаем ее, либо обсуждаем героя, сюжет с Настей.
[Родительское слово нельзя продать, положить в сейф, выставить на бирже, но оно важный ресурс любой страны любой культуры, любого человека, потому что проникает в каждую щель нашего существа, наших возможностей и действий. И оно не стоит ни копейки.]
Похвала-гибкость сознания- установка на рост
От семисот до 1000 дополнительных нейронных связей с ребенком возникает каждую секунду жизни ребенка. Принято считать, что мозг малыша до 3-х лет обладает наибольшей нейропластичностью - способностью формировать новые нейронные связи для обучения. Со временем мозг отсекает неиспользуемые или редко используемые связи, из-за чего разные начинания, например, изучение языка в старшем возрасте становится сложнее.
Кроме того (привет родная социология), мозг социален: то есть без взаимодействия с окружающими способность учиться ослабевает. (Тут я несколько расстроилась, потому что согласно данной теории изучение иностранного языка в раннем возрасте без его носителя мало что дает..).
Как укрепить необходимые нейронные связи? У нас же есть ключ! С помощью речи и позитивного настроя, конечно же. Здесь мы рискуем свалиться в пропасть или пройти с победой по подвесному мосту. Установка на данность - это пропасть, установка на рост - это мост. Что это такое?
Установка на данность- это когда мы отмечаем врожденные качества ребенка. «У тебя хорошо получилось, потому что ты умный. Ты хорошо справился с примером, потому что у тебя есть способности.» Когда внимание заостряется на личных качествах.
Установка на рост - когда мы отмечаем достижения ребенка, потому что он приложил усилия и достиг цели. Иначе говоря - похвала за процесс, действие. «У тебя хорошо получилось, потому что ты постаралась. Ты хорошо пробежала, потому что не сдавалась и приложила усилия!».
Установка на рост является основой гибкого сознания не только для малышей, но и для взрослых. А благодаря гибкому сознания мы способны саморганизоваться и преодолеть какие-то жизненные шероховатости, контролировать негатив и сознательно создавать себе позитивную окраску ситуаций. Именно над этим я упорно работаю в последний год.
Итак, родительская похвала, отмечающая достижения и усилия ребенка, формирует в нем качества самоорганизованной личности, способной преодолеть любые препятствия, не сдаться и достичь своих целей.
А что касается критики, то тут тоже есть разница, разумеется. Но об этом большинство из нас знает. Огромная разница между «быть плохим и сделать плохо».Если мы хотим помочь ребенку, надо критиковать конкретные поступки.
Мы все рождаемся с потенциалом во многих сферах. А будет ли потенциал развит или заглушен, во многом зависит от родителей.
У корабля, у которого нет курса, не бывает попутного ветра
Довольно популярная фраза у маркетологов. И очень подходит к процессу воспитания.
Наш малыш - это корабль, курс - самодостаточная личность, а попутный ветер - это мы с вами, родители). Речевая среда, наши действия и чаяния.
Пожалуй, самое интересное, что можно взять из книги «Тридцать миллионов слов» - это три ступени взаимодействия:
1) Настраиваться на ребенка (то есть заметить, что ему интересно в данный момент)
2) Активное общение (родитель вовлекается в интерес ребенка)
3) Развитие диалога (взаимодействие вокруг предмета интереса).
Например, сейчас Насте очень нравится складывать из бумаги самолеты. Я включилась. Она научила складывать меня. Мы сделали эскадрилью для детского сада, почитали энциклопедию про самолеты, папа рассказал о видах самолетов, дядя показал свой журнал с наклейками самолетов и т.д.)
Есть такое понятие у психологов - эффективное время. Которое как раз и вписывается в данные принципы. Это то, что жизненно необходимо каждому ребенку. Но как я заблуждались, когда думала, что эффективное время - это время, которое мы проводим с учебной пользой. Эффективное время - это время, когда мы должны заниматься тем, что хочет ребенок и тем, что ЕМУ ИНТЕРЕСНО. Эффективное время - это как раз то направление, над котором стоит поработать, если отношения с ребенком напряжены. Я через это прошла. И теперь рада, что мы решили наши с Настей непонимания. Так что теперь минимум 40 минут в день занимаемся тем, что интересно ей.
А теперь самое интересное - как родителям все успеть и ничего не забыть? Ответ - вводить в привычку. Я делаю это постепенно. Ввела одну привычку, потом другую. Использую такое понятие как «точка фокусировки». Не все получается гладко и так, как хочется - чтобы рраз! и все) И голова уже настроена). Но работаю над собой.
Но это уже совсем другая история.
Спасибо, что дочитали). Буду рада комментариям.
![](https://062013.imgbb.ru/navatar/15/152485/2cab41334a86e1688c217fbc42dbf025.jpg)
![](https://cdn5.imgbb.ru/navatar/69/694438/201809/e478f4679f069a7427e604bf621b2d67.jpg)
![](https://cdn5.imgbb.ru/navatar/137/1379619/201511/df2e8f95ca29718aa208f459f611900b.jpg)
![](https://cdn5.imgbb.ru/navatar/69/694438/201809/e478f4679f069a7427e604bf621b2d67.jpg)