Лего и сюжетные игры
ТигроигрыЧестно говоря, Тигруха не воспринимает лего вообще в качестве игры. Погрызть разве что, или раскидать, смачно запуская в разные углы комнаты. А вот мегаблокс его пленили. И дело не в том, что легче из них что-нибудь строить, а просто он как-то лучше представляет конечный результат. Понятное дело изначально я играла с ним, у нас были и гаражи и мосты и башенки... Теперь он каждый день не по разу вытаскивает пакет с мегаблоками, чтобы пособирать что-нибудь новенькое. Обычно это все-таки башни :) Но иногда мы строим небольшие домики для маленьких героев (мелкий Пух из Лего или бурундуки, привезенные из Тая). В общем, мне нравится эта строительная тема очень, с нею можно море вариаций придумать, скучно никогда не будет!
Например, на фото ниже я соорудила типа стол со стулом. А чтобы было более правдоподбно и наглядно, усадила лягушку за этот стол поесть. Так, случайным образом, в нашу жизнь вошли и сюжетные игры.
Мишуткус с огромным удовольствием включился в игру! Наложил полную тарелку деревянных овощей лягушонку, а потом давай макать его мордой в этот "салат". Я втихушку хихикала от всей серьезности этого действа. Выглядело более чем забавно, но то, что Мих раскусил фишку, мне понравилось.
Теперь частенько лягушка у нас действующее лицо во всем. То спать уложить, то покормить ее, когда она рядом за взрослым столом сидит, на коляске покатать... даже к груди моей ее прикладывает :))) Не сказать, что лягуха повсюду с нами, привязанности к ней у Мишутки абсолютно нет, но периодически фигурирует в играх.
Если честно, я как-то специально не задумывалась о сюжетных играх. Все произошло само собой. А тут с девочкой обсуждали кукол и нужны ли они, и я вспомнила про эту нашу игру, откапала вот фотки, которые делала, решила поделиться мыслями. Сначала, да, получается я показала сыну, что можно так действовать, случайно, но, тем не менее, пошло это именно от мамы, а потом он уже сам увлекся. Я думаю, что если рядом нет детей, с кого он может брать пример, то кто еще, кроме мамы, может показать своему ребенку те или иные игры? Раньше я тоже думала, что дам ребенку игрушку, и сижу уверенная, что он априори будет ею играть. Но вдруг оказывается, что она ему и не интересна вовсе, значит я считаю, что такие игры сын не любит. На самом же деле загвоздка в том, что он просто не в курсе КАК играть, что можно вот так использовать эту игрушку или еще как-то иначе. Получается игре тоже надо обучать. И на мегаблоки ему было бы плевать, если бы я постоянно не показывала ему разные сюжеты и их возможности.
Что касается лягухи. Я заметила, когда ребенок включился в сюжетные игры, насколько разнообразней он стал мыслить и действовать, сам что-то додумывать в ходе игры, придумывать новые сценки, используя свой жизненный опыт. Да, небольшой опыт, но проигрывая его, он еще лучше овладевает тем, что уже умеет, что видел, та же информация мозгом воспринимается под другим углом, и, вполне возможно, в игре вспоминаются еще какие-то детали и нюансы, которые также дополняют картину мира.
Мне сюжетные игры помогают оборачивать проблемные ситуации также на уровень восприятия ребенка. Скажем не хочет ложиться спать, вместо уговоров и команд, я теперь обыгрываю, мол "а вот лягушка уже легла, посмотри, тебя только ждет, пойдешь к ней? а то ей страшно одной". Мих задумается, а потом пойдет к лягушке в кровать. И так далее. Мне самой стало легче находить общий язык с ребенком, благодаря сюжетным играм.
И небольшая статья, взятая
Зачем ребенку куклы?
Кто из нас не наблюдал, как малыш, подражая маме, баюкает, кормит и одевает кукол, плюшевых зверушек или сказочных персонажей? Именно эти игры называются сюжетными и помогают ребенку развиваться, осваивать социальные нормы поведения. Задача родителей помочь им в этом, удержать интерес к играм в куклы.
Кукла (плюшевый зверек, мультгерой) для малыша является олицетворением его самого, и в игре, в ухаживаниях за игрушкой, кроха переносит все то, что видит в жизни. Как мама о нем (ней) заботится, как кормит и укладывает спать, как причесывает, купает и даже лечит, в какие игры играет и какие сказки рассказывает. Однако, зачастую родители уделяют недостаточно внимания таким играм своих детей, в особенности, если это сыновья. Взрослые стремятся научить малышей чему-то «разумному»: конструированию, счету, письму, анализу и логике. Но ведь житейская мудрость, а с ней и умение анализировать, строить логические цепочки приходит только в «живой» игре – в игре с куклами и сюжетом. Кукла постепенно уступает свое законное место в детских игрушках современным конструкторам и развивающим играм. Даже в девчоночьем мире чаще встречается декоративная кукла – нарядная красавица скорее служит украшением детской комнаты, нежели активной «участницей» детского миропознания.
Между тем, психическое развитие ребенка стимулируется именно с помощью сюжетной игры, ведь ребенок еще не может «в полную силу» принимать участие во взрослой жизни. Но ему необходимо пробовать все то, что делают взрослые, для того, чтобы понять зачем они это делают, научиться сопереживанию. Помните, что у ребенка только-только начинает развиваться эмоциональная сфера, ему сложно еще самого себя понять, где уж научиться заботиться о других или сочувствовать им (радоваться успехам других и огорчаться неудачам). Даже самый супернавороченный конструктор или развивающая игра не смогут научить ребенка «чувствовать».
Сюжетная игра развивает не только эмоциональную сферу малыша, интеллект его развивается также активно. Образное мышление, воображение – основы творческих сил крохи, и они развиваются именно при помощи игр в куклы. А кроме того, это та деятельность, которая самому ребенку доставляет наибольшую радость, ведь сюжетная игра для него – это олицетворенная, живая сказка с привычными действиями, жизненными ситуациями, с которыми малыш может справиться сам. Ведь он и режиссер, и актер, и сценарист, одним словом, волшебник своего сказочного мира.
Еще одна причина, по которой стоит играть с детьми в сюжетные игры с куклами – отсутствие аналогичного опыта в других сферах. Если раньше малыши получали такой опыт либо со старшими братьями-сестрами, либо во дворе, играя с разновозрастными ребятишками, то современность диктует свои условия. Многодетных семей все меньше, а культура совместных дворовых игр со временем сходит на нет. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за то, чтобы научить своего ребенка играть в куклы.