Встреча с художниками
Как вы уже знаете, посчастливилось нам давеча со Светой Светлана присутствовать на встрече с замечательными художниками.
Далее немного подробностей, фото и видео.
Сначала говорили девочки. Вот и не скажешь по-другому! Девчонки! Красивые, трогательные, талантливые! Обе - ученицы Бориса Аркадьевича.
Юлия Леонычева - красавица! Очень приятно было её слушать.
Евгения Лоцманова - удивительная. Тоненькая, невесомая почти!
И совершенно не укладывается в голове, как эта хрупкая девушка освоила такую неподъёмную технику, как литография. Об этой технике я узнала, когда вышли Сорочьи сказки. И тогда ещё была в лёгком шоке от трудоёмкости процесса. На встрече нам показали небольшое видео о мастерской литографии художника Н.Л. Воронкова, в которой, собственно, и создавали свои иллюстрации эти молодые художницы.
Перерыла весь интернет, но, к сожалению, видео этого не нашла. Есть вот такой ролик, который довольно ясно, хоть и не по-нашенски, отражает весь процесс.
Но в этом ролике показана литография монохромная. Цветная же литография гораздо сложнее, поскольку подразумевает разложение эскиза на цвета. И для каждого цвета создаётся отдельный камень. А в целом, как вы видите, кроме рисовки здесь очень сложная техническая сторона: работа с камнем, выравнивание, шлифовка, обработка, нанесение. Одни эти шайтан-машины для оттиска чего стоят!
На самом деле, я почему-то ожидала, что на встрече внимание будет сконцентрировано именно на технической стороне литографии. Ну ведь действительно, столько людей видят результат и даже близко себе не представляют, как всё это создавалось. Но об этом говорили, к сожалению, довольно мало.
Очень интересно было послушать Георгия Юдина. Он тот ещё весельчак :) Говорит легко, живо, образно. Да вот послушайте сами:
Обязательно послушайте, как Георгий Николаевич читает сказку из своей книги Букварёнок (4:20). Сказка про мягкий знак. Замечательная! Если найду, чуть позже добавлю сюда текст. Но вы всё-таки послушайте, как здорово она звучит! И мягкий знак там всё время повторяется и звукоподражание: "спеть-спеть", "свить-свить" и вправду будто птички чирикают.
А ещё он очень здорово рассказал о своей книге - Главное чудо света. О том, как издатель веселился, прочитав заголовок: Георгий Юдин - Главное чудо света :) О том, как важно преподнести интимную тему рождения с духовной стороны, а не с анатомической. Здесь художник немного критикует современные издания на эту тему, которые больше похожи на медицинские справочники с сухой информацией о том, чего там и куда, и откуда. И здесь очень кстати пришлось одно детское воспоминание Георгия Николаевича. Был он, значит, в школе влюблён в одну девочку. И вроде бы как они даже дружили. Но тут, классе в пятом, начались у них занятия по анатомии. И учитель вывесил плакат с телом человека без кожи, ну такая, знаете, карта мышц. И тут маленький Георгий как представил, что у той девчонки вот такая же жесть внутри! Расстались даже :) Вона как бывает!
Борис Аркадьевич говорил серьёзно и проникновенно. О современном состоянии книжной иллюстрации, о начале своего творческого пути, о своей прекрасной жене. Напутствовал молодых художников, вновь обращаясь к известной цитате о том, что первую половину жизни художник работает на имя, а уже потом имя начинает работать на него. О том же говорил он и в своём выступлении на ММКВЯ. Видимо, тема животрепещущая.
Часть выступления Бориса Аркадьевича - в этом видео:
В конце встречи художники говорили о своих дальнейших планах. Об этом уже писала Света, но хочу ещё немного добавить о Евгении Лоцмановой. В планах художницы - отдохнуть от литографии и обратиться к акварели. И её можно понять! По словам самой художницы, работа в технике цветной литографии - неоценимый и прекрасный опыт, но не хватает, не хватает женских сил на такой адский труд! В ближайшем будущем художница собирается работать над сборником детских стихов собственного сочинения. И это замечательно! Я бы с огромным удовольствием познакомилась ещё с одной творческой гранью этой талантливой во всех отношениях девушки. В сети я нашла только один её стих, и, по-моему, он удивительный! Очень лёгкий, мелодичный, такой осязаемый, созерцательный, обонятельный, с надеждой на прекрасное и новый день :
Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
Предсумрачной зари,
Медово-ароматное
Земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
А завтра вновь гори!
Стихотворение взято из этого интервью.
А после была небольшая автограф-сессия. Мне очень понравилось, уютно так, по-дружески, без очередей и столпотворений, с приятной возможностью перекинуться парой слов.
Такая вот подпись от Евгении Лоцмановой в Сорочьих сказках:
Лаконичный автограф от Бориса Аркадьевича в обожаемом мной Гугуцэ:
Обнаглела и попросила его оставить именную подпись на сборнике Чёрного:
Ну а Юдин меня сразил комплиментом. Подпишите, говорю, для дочки моей, Алисы. А он: Для дочки? У тебя дочка?! Ты ж девчонка совсем!! :))) Да мне ж тридцатник, какая девчонка! А ты, говорит, никому не рассказывай :) Знает, чертяка, подход к девчачьим сердцам! Вот правда, очень лёгкий он человек. Смотришь на него полминуты, а кажется, будто это старый твой добрый друг. Вот:
Книгу, к слову сказать, прямо там и купила - Сказки северного сияния. Последнюю урвала, с выставки. Дороже, конечно, чем в интернетах, но книг Юдина у меня почему-то совсем нет, а не воспользоваться случаем было грешно! И книга, кстати, удивительная! Я, как любитель этничностей, уже её обожаю. А уж с таким-то автографом - вдвойне!
Ах да, оригиналы же!
Георгий Юдин:
Борис Диодоров:
Евгения Лоцманова:
Света в своём посте очень наглядно показала разницу между оригиналом и иллюстрацией в книге Волшебный холм. Но я не могу не повториться! Потому что мы были просто в шоке от этой разницы! Куда? Куда подевались все цвета?? Может, мы чего не знаем, конечно..
Последнее фото - с лаба. У меня Волшебного холма нет и вот, честно, пока не уверена, будет ли.
Цены на оригиналы, конечно, серьёзные. Но мы-то теперь знаем, какой это труд!