Первое слово
Разные статьи, инфоПроцессы формирования речи м мышления очень тесно взаимосвязаны, полноценного развития одного без другого не получается. Как же "разговорить" малыша?

Хотя первые свои слова большинство малышей говорят ближе к середине второго года жизни, подготовка к овладению речью начинается с момента появления на свет. Звуки, которые издает новорожденный, - это своеобразная попытка общения с окружающим миром. Плач является важным сигналом для родителей: крохе требуется помощь. Принято выделять 4 основные причины детского крика: холод, голод, болезнь, смена подгузника. Когда всё хорошо, малыш гулит, издавая своеобразные звуки. Если родители начинают в этот момент разговаривать с ребёнком, то его настроение улучшается и это способствует дальнейшему развитию речи.
Педиатры советуют как можно чаще говорить с младенцами во время игры, кормления, то есть весь период бодрствования крохи. Общение является обязательным условием нормального развития ребёнка.
- примерно к концу первого полугодия дети начинают издавать не просто звуки, но и пытаются подражать речи взрослых, произнося отдельные элементы услышанных слов. После они соединяются в слоги. В этот период родителям следует помнить, что в этот период не стоит использовать искаженные слова, это может замедлить развитие речи. Общение с малышом должно стать еще более активным. Как можно чаще комментируйте происходящее вокруг, наполняя смыслом каждое слово. Может, малыш и не все понимает, что вы ему говорите, но в данный момент ему необходимо слышать взрослую речь и повторять ее.
- со второго полугодия дети не только учатся понимать обращенную к ним речь, но и отвечают на просьбы осмысленными действиями: реагируют на приветствие, показывают определенные предметы и т.д. К концу первого года ребёнок уже способен с помощью звуков и отдельных слогов сообщить родителям о желаниях.
- в течение второго года малыш осваивает новые слова, постепенно переходя от простейших "мама", "папа" к более активной и сложной речи. Педиатры считают, что в среднем к 2-м годам словарный запас ребёнка состоит из 250-300 слов, но это возможно только в случае активного участия родителей в процессе развития. В некоторых случаях речевое развитие ребёнка идет не так быстро, как того хотелось бы родителям. И первые слова малыш начинает произносить ближе к двум, а то и к трем годам. Если в остальном задержек развития нет, то, скорее всего, и с речью у малыша всё будет в порядке. Но для полного спокойствия лучше, конечно, посоветоваться с врачом.
Если что-то идет не так
Мамы и папы должны понимать, что все сроки усредненные - лишь примерные ориентир. Любой ребёнок неповторим в своем развитии: один начнет разговаривать уже к году, а другой будет отмалчиваться до 2-3 лет. Прито оба этих малыша здоровы.
Психологи даже начали выделять 2 типа речевого развития у детей:
Первая группа
Малыши очень активны, живо интересуются окружающим миром, рано начинают разговаривать, стремятся всё потрогать, изучить, задают множество вопросов, легко осваиваются в новой обстановке и пытаются навязать свою волю другим детям.
Вторая группа
Более спокойные, предпочитают наблюдать за происходящим и не стремятся быть в центре внимания и событий. Только спокойная и гармоничная обстановка позволит им гармонично развиваться. Они нередко начинают говорить позже, но при этом очень чисто и правильно. Их не следует торопить, стараясь подогнать под возрастную "норму".
С другой стороны, если отставание в развитии наблюдается в течение нескольких месяцев, а то и года - это весьма серьезный повод обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше малышу будет поставлен правильный диагноз, тем легче и быстрее удастся справиться с нарушением речи.
К сожалению, очень часто ребёнок попадает к логопеду в возрасте 5 лет и старше, то есть когда основной этап формирования речи практически завершен. Исправить речь очень сложно. В раннем возрасте (с1,5 до 3 лет) позволит выявить дефекты и поможет малышу с самого начала усвоить правильную и чистую речь.
Чем помочь малышу?
Существует немало методов, которые значительно улучшают речевое развитие ребёнка и помогают справиться с возникающими дефектами. Большинство методик способен применить только высококвалифицированный логопед, но даже то, которые вполне доступны родителям в домашних условиях, рекомендуется использовать под наблюдением специалиста.
- Первое и основное правило нормального развития - это активное общение с малышом с момента его появления на свет. Главная роль в этот период отводится маме.
- Но круг общения не должен замыкаться только на близких родственниках, знакомство с новыми людьми, пребывание малыша в детском обществе тоже способствует его развитию. Поэтому если кроха не ходит в детский сад, надо найти время для посещения каких-либо кружков, центров раннего развития и тд.
- Для того чтобы усвоение речи шло максимально успешно, разговор с малышом обязательно должен сопровождаться зрительными и тактильными ощущениями.
- Кроме того, родителям стоит активно знакомить карапуза с окружающим миром, называть предметы, рассказывать об их свойствах, говорить о них.
- Не менее важно регулярно что-то рассказывать ребёнку. Лучше всего для этой цели подходят простые ритмичные стихи, короткие сказки. Это способствует развитию не только речи, но и мышления и фантазии. Хорошим дополнением к рассказу будут картинки, они помогут малышу лучше понять происходящее, сделают слова более наглядными.
- Чтение вслух также можно считатьодним из основных методов развития речи и мышления ребёнка. Короткие интересные истории дети вполне могут сами заучить наизусть и в дальнейшем с удовольствием пересказывать.
- Запоминание и воспроизведение услышанной информации - очень важная часть усвоения устной речи.
- Игра - это лучшее средство для развития любого нового навыка. Интересная игра приносит малышу множество положительных эмоций, которые являются сильнейшим стимулом для повышения речевой активности, правильного восприятия речи. Обыграйте игрушки, разыграйте истории, показывайте эмоции и меняйте голоса. Также занимайтесь пальчиковыми играми, они развивают не только мелкую моторику, но и речевой центр.
Главное, участвуйте в жизни малыша, обеспечьте постоянным контактом и эмоциональным общением.
Татьяна Гитун, врач
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
1 месяц - реагирует на обращенные к нему слова, способен некоторое время слушать вас.
2 месяца -отвечает улыбкой при общении
3 месяца реагирует на вашу речь и улыбку мимикой и звуками (в основном гласными)
4 месяца - начинает формироваться смех при эмоциональном общении с окружающими
5 месяцев - продолжительно и активно гулит, появляются согласные звуки, меняется их интонация, малыш обращает внимание на направление звука.
6 месяцев - узнает знакомые голоса, правильно понимает интонацию, звуки складываются в первые слоги
7 месяцев - кроха учится осмысленными звуками привлекать к себе внимание, способен поддерживать игровое общение со взрослыми
8 месяцев - активно используются согласные звуки, ритмично повторяются знакомые слоги
9 месяцев - произносит слоги, становится инициатором общения, использует жестикуляцию
10 месяцев - в звуковом запасе появляется несколько упрощенных слоговых слов (мама, ляля, папа итд)
11 месяцев - количество используемых слогов увеличивается, ребёнок пытается комментировать происходящее
1 год - малыш понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными действиями и предметами, способен правильно реагировать на простые просьбы, количество слоговых слов увеличивается до 5-6.
ОТ ГОДОВАСИКА ДО ПЕРВОКЛАССНИКА
В 1 год и 3 месяца малыш способен показать на картинке знакомый предмет, хорошо понимать простые просьбы (даже без жестов), использовать около 6-7 слов.
1 год 6 месяцев - запас слов увеличивается до 10-20, ребёнок способен показывать 2-3 части тела.
1 год 9 месяцев - словарный запас возрастает до 20-25 слов, в речи малыша появляются предложения их двух упрощенных слов.
2 года - способен показать все основные части тела, словарный запас увеличивается до 50 и более слов, ребёнок использует предложения из двух простых слов и местоимения (я, мне, ты), правильно выполняет двухэтапные просьбы (например, "подойди к столу и возьми куклу")
Если всё идет нормально, то за период от 2-х до 3-х лет развитие речи происходит невероятными темпами, к концу второго года жизни малыш может использовать около тысячи слов, что позволит ему активно изучать окружающий мир и общаться с людьми. В это время кроха учится не просто говорить отдельные слова, но и строить сложные предложения и правильно выражать с их помощью свои чувства.
К концу третьего года малыш:
понимает значение цифр;
понимает значение привычных предлогов (на, в, под) и союзов (потому что, если, когда), использует их в речи;
понимает смысл слов, обозначающих какие-то действия в разных ситуациях ("положи руку", "положи машинку", "сидит мальчик", "сидит собака" и тд);
умеет произносить звуки С,З,Л;
строит предложения из 5-8 слов;
знает разницу между единственным и множественным числом существительных;
называет свое имя, возраст, пол;
понимает смысл коротких рассказов без картинок;
словарный запас увеличивается до 300-700 слов.
С 4 до 7 лет малыш продолжает осваивать речь, использует все больше слов, способен общаться с помощью сложноподчиненных предложений, правильно произносить согласные, использовать обобщающие понятия и все части речи. К концу этого периода ребёнок знакомится с устойчивыми и образными выражениями.
К 7 годам завершается основной этап становления речи.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ, ЕСЛИ:
1 месяц - младенец не кричит, когда чувствует голод;
4 месяца - у крохи отсутсвует гуление, он не реагирует улыбкой на эмоциональное общение с мамой и папой;
5 месяцев - ребёнок не прислушивается к музыке, не пытается взглядом найти предметы и людей, о которых ему говорят;
7 месяцев - не реагирует на музыкальные игрушки, не различает интонации и голоса близких;
9 месяцев - не формируется лепет, ребёнок не пытается повторять слоги и сочетания звуков следом за взрослым;
10 месяцев - не может жестами поприветствовать и попрощаться;
12 месяцев - не понимает простые просьбы, не произносит ни одного слова, не реагирует на похвалу;
1 год и 4 месяца - не употребляет упрщенные слова, не связывает слова с определенными предметами и действиями;
1 год и 9 месяцев - отсутсвует лепет, ребёнок не пытается подражать интонациям взрослого или повторять звукосочетания и слоги;
2 года - не способен выполнять двухэтапные просьбы, показывать основные части тела, узнавать на фотографии близких;
2 года и 6 месяцев - не понимает разницу между противоположными по смыслу прилагательными;
3 года - не может ответить на вопрос о себе (имя, возраст, пол), не воспринимает короткие рассказы, не может их пересказать, не видит различия размера у нарисованных предметов;
4 года - не может выучить короткое стихотворение, не воспринимает длинные рассказы, не умеет считать, не знает названия основных цветов.
Мой ребёнок /Здоровый малыш

Хотя первые свои слова большинство малышей говорят ближе к середине второго года жизни, подготовка к овладению речью начинается с момента появления на свет. Звуки, которые издает новорожденный, - это своеобразная попытка общения с окружающим миром. Плач является важным сигналом для родителей: крохе требуется помощь. Принято выделять 4 основные причины детского крика: холод, голод, болезнь, смена подгузника. Когда всё хорошо, малыш гулит, издавая своеобразные звуки. Если родители начинают в этот момент разговаривать с ребёнком, то его настроение улучшается и это способствует дальнейшему развитию речи.
Педиатры советуют как можно чаще говорить с младенцами во время игры, кормления, то есть весь период бодрствования крохи. Общение является обязательным условием нормального развития ребёнка.
- примерно к концу первого полугодия дети начинают издавать не просто звуки, но и пытаются подражать речи взрослых, произнося отдельные элементы услышанных слов. После они соединяются в слоги. В этот период родителям следует помнить, что в этот период не стоит использовать искаженные слова, это может замедлить развитие речи. Общение с малышом должно стать еще более активным. Как можно чаще комментируйте происходящее вокруг, наполняя смыслом каждое слово. Может, малыш и не все понимает, что вы ему говорите, но в данный момент ему необходимо слышать взрослую речь и повторять ее.
- со второго полугодия дети не только учатся понимать обращенную к ним речь, но и отвечают на просьбы осмысленными действиями: реагируют на приветствие, показывают определенные предметы и т.д. К концу первого года ребёнок уже способен с помощью звуков и отдельных слогов сообщить родителям о желаниях.
- в течение второго года малыш осваивает новые слова, постепенно переходя от простейших "мама", "папа" к более активной и сложной речи. Педиатры считают, что в среднем к 2-м годам словарный запас ребёнка состоит из 250-300 слов, но это возможно только в случае активного участия родителей в процессе развития. В некоторых случаях речевое развитие ребёнка идет не так быстро, как того хотелось бы родителям. И первые слова малыш начинает произносить ближе к двум, а то и к трем годам. Если в остальном задержек развития нет, то, скорее всего, и с речью у малыша всё будет в порядке. Но для полного спокойствия лучше, конечно, посоветоваться с врачом.
Если что-то идет не так
Мамы и папы должны понимать, что все сроки усредненные - лишь примерные ориентир. Любой ребёнок неповторим в своем развитии: один начнет разговаривать уже к году, а другой будет отмалчиваться до 2-3 лет. Прито оба этих малыша здоровы.
Психологи даже начали выделять 2 типа речевого развития у детей:
Первая группа
Малыши очень активны, живо интересуются окружающим миром, рано начинают разговаривать, стремятся всё потрогать, изучить, задают множество вопросов, легко осваиваются в новой обстановке и пытаются навязать свою волю другим детям.
Вторая группа
Более спокойные, предпочитают наблюдать за происходящим и не стремятся быть в центре внимания и событий. Только спокойная и гармоничная обстановка позволит им гармонично развиваться. Они нередко начинают говорить позже, но при этом очень чисто и правильно. Их не следует торопить, стараясь подогнать под возрастную "норму".
С другой стороны, если отставание в развитии наблюдается в течение нескольких месяцев, а то и года - это весьма серьезный повод обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше малышу будет поставлен правильный диагноз, тем легче и быстрее удастся справиться с нарушением речи.
К сожалению, очень часто ребёнок попадает к логопеду в возрасте 5 лет и старше, то есть когда основной этап формирования речи практически завершен. Исправить речь очень сложно. В раннем возрасте (с1,5 до 3 лет) позволит выявить дефекты и поможет малышу с самого начала усвоить правильную и чистую речь.
Чем помочь малышу?
Существует немало методов, которые значительно улучшают речевое развитие ребёнка и помогают справиться с возникающими дефектами. Большинство методик способен применить только высококвалифицированный логопед, но даже то, которые вполне доступны родителям в домашних условиях, рекомендуется использовать под наблюдением специалиста.
- Первое и основное правило нормального развития - это активное общение с малышом с момента его появления на свет. Главная роль в этот период отводится маме.
- Но круг общения не должен замыкаться только на близких родственниках, знакомство с новыми людьми, пребывание малыша в детском обществе тоже способствует его развитию. Поэтому если кроха не ходит в детский сад, надо найти время для посещения каких-либо кружков, центров раннего развития и тд.
- Для того чтобы усвоение речи шло максимально успешно, разговор с малышом обязательно должен сопровождаться зрительными и тактильными ощущениями.
- Кроме того, родителям стоит активно знакомить карапуза с окружающим миром, называть предметы, рассказывать об их свойствах, говорить о них.
- Не менее важно регулярно что-то рассказывать ребёнку. Лучше всего для этой цели подходят простые ритмичные стихи, короткие сказки. Это способствует развитию не только речи, но и мышления и фантазии. Хорошим дополнением к рассказу будут картинки, они помогут малышу лучше понять происходящее, сделают слова более наглядными.
- Чтение вслух также можно считатьодним из основных методов развития речи и мышления ребёнка. Короткие интересные истории дети вполне могут сами заучить наизусть и в дальнейшем с удовольствием пересказывать.
- Запоминание и воспроизведение услышанной информации - очень важная часть усвоения устной речи.
- Игра - это лучшее средство для развития любого нового навыка. Интересная игра приносит малышу множество положительных эмоций, которые являются сильнейшим стимулом для повышения речевой активности, правильного восприятия речи. Обыграйте игрушки, разыграйте истории, показывайте эмоции и меняйте голоса. Также занимайтесь пальчиковыми играми, они развивают не только мелкую моторику, но и речевой центр.
Главное, участвуйте в жизни малыша, обеспечьте постоянным контактом и эмоциональным общением.
Татьяна Гитун, врач
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
1 месяц - реагирует на обращенные к нему слова, способен некоторое время слушать вас.
2 месяца -отвечает улыбкой при общении
3 месяца реагирует на вашу речь и улыбку мимикой и звуками (в основном гласными)
4 месяца - начинает формироваться смех при эмоциональном общении с окружающими
5 месяцев - продолжительно и активно гулит, появляются согласные звуки, меняется их интонация, малыш обращает внимание на направление звука.
6 месяцев - узнает знакомые голоса, правильно понимает интонацию, звуки складываются в первые слоги
7 месяцев - кроха учится осмысленными звуками привлекать к себе внимание, способен поддерживать игровое общение со взрослыми
8 месяцев - активно используются согласные звуки, ритмично повторяются знакомые слоги
9 месяцев - произносит слоги, становится инициатором общения, использует жестикуляцию
10 месяцев - в звуковом запасе появляется несколько упрощенных слоговых слов (мама, ляля, папа итд)
11 месяцев - количество используемых слогов увеличивается, ребёнок пытается комментировать происходящее
1 год - малыш понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными действиями и предметами, способен правильно реагировать на простые просьбы, количество слоговых слов увеличивается до 5-6.
ОТ ГОДОВАСИКА ДО ПЕРВОКЛАССНИКА
В 1 год и 3 месяца малыш способен показать на картинке знакомый предмет, хорошо понимать простые просьбы (даже без жестов), использовать около 6-7 слов.
1 год 6 месяцев - запас слов увеличивается до 10-20, ребёнок способен показывать 2-3 части тела.
1 год 9 месяцев - словарный запас возрастает до 20-25 слов, в речи малыша появляются предложения их двух упрощенных слов.
2 года - способен показать все основные части тела, словарный запас увеличивается до 50 и более слов, ребёнок использует предложения из двух простых слов и местоимения (я, мне, ты), правильно выполняет двухэтапные просьбы (например, "подойди к столу и возьми куклу")
Если всё идет нормально, то за период от 2-х до 3-х лет развитие речи происходит невероятными темпами, к концу второго года жизни малыш может использовать около тысячи слов, что позволит ему активно изучать окружающий мир и общаться с людьми. В это время кроха учится не просто говорить отдельные слова, но и строить сложные предложения и правильно выражать с их помощью свои чувства.
К концу третьего года малыш:
понимает значение цифр;
понимает значение привычных предлогов (на, в, под) и союзов (потому что, если, когда), использует их в речи;
понимает смысл слов, обозначающих какие-то действия в разных ситуациях ("положи руку", "положи машинку", "сидит мальчик", "сидит собака" и тд);
умеет произносить звуки С,З,Л;
строит предложения из 5-8 слов;
знает разницу между единственным и множественным числом существительных;
называет свое имя, возраст, пол;
понимает смысл коротких рассказов без картинок;
словарный запас увеличивается до 300-700 слов.
С 4 до 7 лет малыш продолжает осваивать речь, использует все больше слов, способен общаться с помощью сложноподчиненных предложений, правильно произносить согласные, использовать обобщающие понятия и все части речи. К концу этого периода ребёнок знакомится с устойчивыми и образными выражениями.
К 7 годам завершается основной этап становления речи.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ, ЕСЛИ:
1 месяц - младенец не кричит, когда чувствует голод;
4 месяца - у крохи отсутсвует гуление, он не реагирует улыбкой на эмоциональное общение с мамой и папой;
5 месяцев - ребёнок не прислушивается к музыке, не пытается взглядом найти предметы и людей, о которых ему говорят;
7 месяцев - не реагирует на музыкальные игрушки, не различает интонации и голоса близких;
9 месяцев - не формируется лепет, ребёнок не пытается повторять слоги и сочетания звуков следом за взрослым;
10 месяцев - не может жестами поприветствовать и попрощаться;
12 месяцев - не понимает простые просьбы, не произносит ни одного слова, не реагирует на похвалу;
1 год и 4 месяца - не употребляет упрщенные слова, не связывает слова с определенными предметами и действиями;
1 год и 9 месяцев - отсутсвует лепет, ребёнок не пытается подражать интонациям взрослого или повторять звукосочетания и слоги;
2 года - не способен выполнять двухэтапные просьбы, показывать основные части тела, узнавать на фотографии близких;
2 года и 6 месяцев - не понимает разницу между противоположными по смыслу прилагательными;
3 года - не может ответить на вопрос о себе (имя, возраст, пол), не воспринимает короткие рассказы, не может их пересказать, не видит различия размера у нарисованных предметов;
4 года - не может выучить короткое стихотворение, не воспринимает длинные рассказы, не умеет считать, не знает названия основных цветов.
Мой ребёнок /Здоровый малыш
Полина
Вот у них норма млин! У меня ребенка показывает в части тела с годика, а вот 300 слов в арсенале нет)))
28.11.2011
Ответить