Великий пост
По просьбам трудящихся кратко о посте. 
1. Гастрономическая составляющая.
Прежде всего - устав поста, приведенный ниже, монастырский. Т.е. для людей, привыкших вести определенный образ жизни, имеющих опыт поста. Мирянин, особенно постящийся впервые, должен к посту подойти разумно. Одинаково плохи как излишнее рвение (признак гордыни - заведомо тупик), так и безалаберное, попустительское отношение. Нужно реально прикинуть свои силы, выбрать (если есть возможность, с благословения священника, знающего Вас) приемлемую для себя меру поста, пусть и не самую строгую, и ее неукоснительно придерживаться весь пост. Это будет лучше, чем начать строго поститься, а потом сорваться. Разумеется, кроме определенных продуктов, должно быть умеренное количество пищи, и пища должна быть простая, т.е. ее приготовление должно отнимать минимум времени. Едим, чтобы жить,а не наоборот.
Итак, устав поста:

Скажу о своем опыте. Мы все дни употребляем горячую пищу с маслом. Т.е. просто растительную пищу, а там уж как приготовится.
Алкоголь, любой, - не постный. Шоколад, любой - не постный. Впрочем, не все придерживаются такого мнения. Лично я обнаружила, что алкоголь, оказывается, не постный, только где-то на втором году постничества)
2. Целеполагающая составляющая.
Пост - это не просто время воздержания, но время молитвы и покаяния, когда человек особым образом погружается в себя, достигает тех глубин своей души, к которым обычно приблизиться очень трудно. Учитывая, что пост - не диета, а способ сократить пропасть между собой и Богом, пост должен затрагивать не только питание. Имеет смысл пересмотреть свой образ жизни, свои взаимоотношения с Богом и попытаться изменить их в лучшую сторону) Поставить перед собой духовные цели, которые предполагается достичь за время поста, обдумать способы и средства их достижения. Что это может быть (из лежащего на поверхности): упорядочить, расширить молитвенное правило, начать молиться регулярно, если не делал этого раньше; начать ходить в храм по выходным, если не делал этого раньше, участвовать в Таинствах Церкви; начать регулярно читать Святое Писание; прочесть что-то из святых отцов за время поста, Псалтирь; попытаться разобраться в богослужении (что поют, что происходит) - это что касается религиозной составляющей. Но это далеко не все. В отношении с ближними можно тоже многого достичь, в работе над собой - в общем, по списку для исповеди видно, чем заняться. Только не следует браться за все сразу, скорее всего не выйдет. Имеет смысл выбрать самую острую проблему, ею и заниматься. Не стоит забывать и о тех, кто нуждается в нашей помощи - финансовой, моральной, физической - любой.
На время поста обычно отказываются от развлекательных мероприятий, ограничивают или полностью отказываются от просмотра телевизора, развлекательных фильмов и т.п.
Во время поста практически во всех храмах проводят соборования. Почитайте в интернете, что это такое (есть видео в Православной семье, или здесь, например, можно почитать), если почувствуете, что Вам это нужно, хорошо собороваться постом.
И еще, важный момент. Часто бывает, что человек за время поста чуть ли не нимбом обрастает, значительно меняется, становится лучше. А потом пост заканчивается, и человека не узнать( Пост - это упражнение в самосовершенствовании, а если упражнение выполнено на совесть, отката назад не будет. Если сравнивать с компьютерной игрой, - это попытка перейти на новый уровень. Не должно быть отката назад, должно быть постепенное поступательное движение к Богу.
3. О седмицах Великого поста
Великий пост - самый продолжительный из всех многодневных постов, который особым образом посвящен покаянию.
Каждая неделя поста - уникальна, а богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений. Это параллельный, внеисторический смысл Великого поста. Великий Пост символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне.
Во время Великого поста богослужение особое: весь пост в понедельник, вторник и четверг Литургии не бывает. В среду и пятницу служится Литургия преждеосвященных Даров. История возникновения обычая проводить литургию Преждеосвященных даров во время Великого Поста восходит ко II веку. В те времена диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть Евхаристической трапезы домой, где верующие могли причащаться сами после чтения молитвы Господней и Символа веры. В VI веке антиохийский патриарх Север ввел особое чинопоследование общенародного принятия Св. Тайн, освященных заранее. Так было положено начало совершению Литургии прежде-освященных Даров.
В течение всего Поста в субботу служится Литургия св. Иоанна Златоуста, а в воскресенье - Литургия св. Василия Великого, которая отличается от первой более продолжительными и более торжественными молитвами.
Следующей особенностью великопостного богослужения является то, что каждая из основных частей великопостного чина включает покаянную молитву св. Ефрема Сирина.
Первая неделя Поста отличается тем, что в течение первых ее четырех дней вечером в храме читается «Великий покаянный канон» св. Андрея Критского. По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой.
Первое воскресенье поста - "неделя торжества Православия". Оно связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством (VIII век). Самое сложное в спорах между иконопочитателями и иконоборцами состояло в том, что проповедниками иконоборчества были ревнители Православия - подвижники, богословы, иерархи, имевшие широкий авторитет и власть, а иконоборчество более ста лет активно насаждалось императорами Византии. Поистине остается чудом, что Церковь смогла выдержать все эти внутренние смуты и соборным разумом отстояла истину Евангельского откровения о Богочеловеке.
Второе воскресенье поста - это "неделя свт.Григория Паламы" (1359г.). Архиепископ Фессалоникийский, свт Григорий был главным защитником православного учения о нетварной природе Фаворского света в споре с варламитами, представителями западной схоластики, высмеивавшими аскетическую практику афонских монахов - так называемый исихазм - богомыслие, совершаемое в постоянной внутренней молитве, безмолвии и уединении. Афонские монахи-исихасты утверждали, что такое делание молитвы приводит к видению нетварного света ("света невечернего"). Варламиты обвиняли их в материальном видении Бога. Святитель Григорий доказал, что "свет невечерний", видимый исихастами - это проявление Божественных энергий, проявление Бога, недоступного по сущности, но сообщающего Себя в благодати. По своей природе этот свет нефизический и схож с тем сиянием, видеть которое удостоились апостолы во время Преображения Господня на горе Фавор.
Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову - "неделя Крестопоклонная". Как и в праздник Воздвижения, за всенощной на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.
В четвертую неделю Поста празднуется память преп. Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. Ему принадлежит книга «Лествица небесная», в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням.
Служба пятой недели посвящена памяти св. Марии Египетской. Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом глубокого и преображающего покаяния. На этой седмице Великого поста утром в четверг, который имеет название: "Стояние преподобной Марии Египетской" , вновь читается покаянный канон св. Андрея Критского, но на этот раз уже не по частям, а целиком.Отсюда
Последнее, шестое, воскресенье святой Четыредесятницы называется Вербным. В этот день Церковь чествует торжественный Вход Господень в Иерусалим - один из двенадцати главных церковных праздников.
По окончании Великого поста следует Страстная седмица - воспоминание последних дней земной жизни Спасителя и Его Голгофской жертвы.
Видео о седмицах Великого поста:
4. О посте с детьми
Вот здесь хорошая статья есть, рекомендую почитать.
5. О супружеских отношениях в пост.
Проще говоря, это индивидуально. Желательно воздерживаться во время поста, но мир в семье дороже.
Если что забыла, есть вопросы, если что не так написала - спрашивайте, поправляйте, пожалуйста.