ПРО СОЦИАЛИЗАЦИЮ И КАК ДЕЛИТЬСЯ ИГРУШКАМИ 2,5 года
Мой опытКо мне в гости приехали двоюродная сестра с дочкой. Племянница на 1,5 месяца младше Семы. То есть 2 ребенка: Сема 2 года 5 мес, Мила 2 года 3 мес. До этого мы вместе с ними отдыхали в Крыму, когда детям был годик. Теперь детки выросли и каждый со своим характером.
Такое длительное взаимодействие двух ровесников - самая лучшая социализация. И дается она нам тяжело.
Одно дело, когда в песочнице каждый приходит со своей лопаткой. Если хочешь взять чужую, то дай свою. А не хочешь давать свою - имеешь право, защита частной собственности и т.д.
Совсем другое, когда в твоем доме на 2 недели селится человечек, который если и приехал с парой своих игрушек, но играть только в них не собирается. Как объяснить ребенку, что то, что всегда было твоим и только твоим, теперь на время стало общим? И отбирать нельзя. И пинаться, кусаться и хватать за волосы тоже нельзя.
Оставить их разбираться самим страшно, так дети могут реально друг друга покалечить. И поскольку в их жизни еще мало опыта взаимодействия, то они просто не знают, как еще можно взаимодействовать, как дружить. У них еще нет любви друг к другу. Есть только «какой-то чужой ребенок, который зачем-то тут мешается». Они только умеют отстаивать свой интерес с помощью крика и силы.
Вот такие у нас были исходные данные.
Правила у нас выработались такие:
1) Кто первый взял, тот и играет. Отбирать нельзя, можно просить.
Сначала они молча подходили и вырывали друг у друга игрушки. Мила еще могла издать при этом устрашающий клич медведя. На что Сема начинал тут же рыдать от испуга. Еще вариант: выхватить, убежать и сразу плакать, чтобы родители защитили.
Потом мы научили их просить. Сема уже может несколько раз просить «Дай, ну позяяяюйста!» и мило строить глазки. На это Мила смеется и отвечает «Неть». Вот такая игра. Диалоги происходят в присутствии взрослых. Оставшись одни, дети опять начинают бой.
2) Если никак не можете разобраться, кто должен играть и вместе играть не хотите - то игрушка переходит к маме и не достается никому
Это правило всем по душе: уж лучше никому, чем ему! Могут даже сами побежать и принести игрушку взрослому
3) Если обижаешь другого, то тебя отнесут в твою кроватку и оставят там посидеть подумать. Далее контрольные вопрос: «Милу обижать будешь?» - «Нет» - «За волосы хватать будешь?» - «Нет» - «Делиться с ней будешь?» - «Нет» - «Сема, надо делиться» - «Не хочу» - «Ну посиди тогда еще немножко»…
Как мы с этим живем:
1) Если есть чего-то 2 одинаковых - это просто спасение. Они спокойно играют каждый своим
2) Сема более настойчив в выборе своего, Милу отвлечь и предложить альтернативу легче. «Семе дудочку, а Миле тогда барабан. Смотри, какой классный барабан!» Срабатывает не всегда
3) Хорошо идут совместные игры, где у каждого своя роль. Собственно, с дудочкой и барабаном играли в оркестр, где создавали общий звук, и никто особо не претендовал на все инструменты сразу.
4) На улице и в поездках они немного отдыхают друг от друга, так как много пространства и новых впечатлений. После этого некоторое время делиться и играть вместе легче
5) Их конкуренцию за все на свете мы используем по полной: «Садись пись-пись» - «Не хочу» - «А кто сядет на белый горшок?» - «Сема!» и все ок. Или «кто быстрее оденется?» Или «кто на кнопку в лифте нажимать будет?» Или скорее ешь кашу, а то сейчас Сема все съест!
Сейчас уже мы видим, что дети начали взаимодействовать. Иногда сами себе игры придумывают. Больше контакт налаживает Мила. Она очень легко взрывается смехом, когда Сема с серьезным лицом пытается что-то отобрать. Смех превращает процесс из войны в игру. Мила может специально взять что-то, на что Сема будет претендовать, просто чтобы подразнить его.
Теперь уже мы иногда оставляем их решать конфликты самостоятельно. Стоим рядом, смотрим и подсказываем. «Зачем ты плачешь? Что ты хочешь? Игрушку? Просто попроси» Опять же, иногда срабатывает)
На вопрос «Кто будет яблоко?» раньше каждый кричал «Я!» или свое имя, теперь дружно «Мила, Сема!» Могут помогать вместе или помогать друг другу. Да и разговаривать друг с другом начали. Мы записываем на видео обалденные диалоги.