Какие игры и игрушки нужны ребенку 2 – 3-х лет
Проще всего ответить на ваш вопрос, предоставив ниже описание нескольких игр, в которые вы с малышом будете играть. Но через некоторое время вам захочется чего-нибудь новенького, и опять придется где-то искать информацию. Мы не ищем легких путей. Для нас важно, чтобы каждый взрослый мог помочь развитию своего ребенка, и в соответствии с его возрастом, интересами и индивидуальными особенностями (которые известны только ему) мог сам придумывать или видоизменять игру.
Чтобы понять, какие игры сейчас нужны вашему малышу, необходимо хотя бы поверхностно ознакомиться с понятием игры и сутью игровой деятельности (т. е. для чего она нужна). Игра – это ведущая деятельность ребенка, дошкольника, и по мере ее развития происходят главнейшие изменения в психике малыша, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.
Игра для ребенка заключается в подражании взрослому человеку. Это важнейший источник развития сознания.
Дети берут на себя выполнение той или иной роли, руководствуются ее правилами, тем самым подчиняя выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Помимо окружающих предметов-орудий, малыш познает такие специально предназначенные для него предметы, как детские игрушки. Считается, что вначале игрушки нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений, разнообразием цветов, звуков, материалов и т. д. Игрушки исполняют роль учебных пособий. При этом в отличие от предметов – орудий, где действия требуют жестко фиксированных способов и направлены на какой-то определенный результат, с игрушками можно делать все, что хочется, и действия с ними не предполагают четкого результата. Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что предметы служат для разных целей. Некоторые игрушки, например, мячик, являются инструментами для исследования внешнего мира, естественно, в этом нужна помощь мамы.
В начале 2-го года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой предмет, с которым можно манипулировать. Но постепенно на протяжении 2-го года усваивается игровое назначение предметов: дети кормят куклу, укладывают ее спать, одевают и т. д. Игрушка в этом возрасте является не моделью другого предмета, а настоящим предметом, только маленьким. Дети еще не осознают, что играют, а просто воспроизводят одни и те же действия с предметом, для них этот процесс пока что является смыслом игры, а важнейшими ее чертами – открытие новых способов действия и изобретение игровых замещений.
Игровое замещение – особенность игровой ситуации, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему значением. Например, играя на улице в «дочки – матери» девочка, усадив куклу на кирпич (стул), берет палочку (ложечку) и начинает кормить куклу сваренной кашей (смесью песка и воды). Замещения естественно возникают не сразу, а при активном участии тех, кто умеет играть, то есть старших. Малыш сначала наблюдает за игрой взрослого, затем присоединяется к ней (возникает совместная игра), далее подражает действиям старших и, наконец, самостоятельно пытается найти игровое замещение. К 3-м годам усиливается игровая мотивация, эмоциональная вовлеченность в игру, появляется последовательная и самостоятельная отработка схем одного сюжета, все чаще используются замещения. Наглядная ситуация больше не нужна, начинается творческий процесс создания своего воображаемого мира.
Таким образом, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит действия взрослых, целиком определяясь наглядной ситуацией, затем, на границе раннего и дошкольного детства, ролевая, направленная на воспроизведение отношений взрослого мира. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у малышей глубокие эмоции, связанные с содержанием роли и качеством ее выполнения. В таких играх происходит развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, усвоение правил отношений между людьми.
Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет – это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре (больница, семья, магазин и т. д.). Содержанием является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых. По мнению психологов, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не сам производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия.
Наверное, теперь мамочкам становится понятно, что не стоит детям 2-х лет навязывать ролевые игры, какими бы интересными они не казались. Конечно, все дети развиваются по-разному, но чаще всего малыши еще не готовы к этому психологически, они могут повторять лишь отдельные действия, но не брать на себя роль целиком. Равно как и детям постарше уже не особо интересно будет заниматься с вами просто предметными действиями, например, рисовать, куда интереснее поиграть в урок рисования, где сначала учитель вы, а потом он. Ведь здесь уже выстраивается система отношений, в данном примере «учитель – ученик».
Существуют также специальные игры для стимулирования развития различных психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия и т.д. В такие игры можно и нужно играть, но опять таки с учетом возраста. Ведь игра, предназначенная для малыша 2 лет, не окажет должного влияния на развитие, скажем, 4-х летнего ребенка.
Кузубова Татьяна Александровна. Педагог-психолог.