о том как не оставить без внимания обоих детей.
про воспитаниесаму очень тревожит эта проблема. возможно эта информация поможет не только мне) Как уделить внимание сразу двоим малышам
Одна из самых сложных и даже мучительных проблем мамы после рождения второго ребенка – как уделить достаточно внимания обоим детям. Нам часто кажется, что нашим малышам его не хватает.
И действительно, невозможно уделять столько же времени и сил каждому из двоих (троих и т.д.), сколько вы уделяли одному-единственному ребенку. И тут мамы часто подменяют понятия: меньше – не значит, мало..
А когда ребенку внимания достаточно? Когда он твердо знает, что любим, что он важен для мамы, важны его чувства и мысли. Мамина любовь надежна и постоянна. Когда ему хватает тактильных проявлений любви: объятий или, наоборот, шутливой борьбы. Когда мама эмоционально доступна: сопереживает его радостям и горестям. Когда ребенок чувствует: «Мама меня видит. Я присутствую в ее жизни. Я ей интересен».
Некоторые проявления внимания требуют времени: совместные игры, чтение книг, занятия творчеством. А другие, тоже очень важные, времени почти не отнимают. Например, замечательный прием – описание того, что ребенок делает в данный момент. «О, Миша, ты строишь башню! Уже 2 этажа!» Когда вы просто (без оценок) описываете ребенку то, что он делает, ваш малыш понимает: мама действительно с ним, он важен маме.
Поэтому первый совет: почаще используйте те способы проявления внимания, которые не отнимают много времени:
- описывайте то, что сейчас ребенок делает, пусть это войдет в привычку;
- задавайте детям вопросы о настоящем моменте и недалеком прошлом, вспоминайте вместе, что интересного и яркого недавно происходило;
- обнимайте, гладьте по голове, ерошьте волосы, щелкайте по носу. Не бойтесь «заласкать». Сердце, как желудок, «старого добра не помнит». Его нужно «откармливать» лаской каждый день (только, конечно, не насильно);
- говорите ласковые слова;
- смотрите в глаза любящим, одобряющим, любующимся взглядом.
Второе. Очень часто достаточно начать игру, задать направление, и дальше ребенок будет играть сам. Наблюдайте за игрой обоих детей одновременно, чтобы вовремя подсказать, или спросить, или помочь. Если вы чутко следите за их игрой и своевременно реагируете, вы будете уделять им достаточно внимания, тратя на это совсем немного времени и сил. Будьте дирижером в вашем маленьком оркестре: дочке достала игрушечную посуду, сыну помогла закрепить деталь конструктора… Играют сами… Сыну предложила переделать трактор, доче привела в гости собачку… Играют сами…
Третье. Когда у детей еще очень разные возможности и интересы, старайтесь по возможности придумывать два уровня сложности для одной игры. Чтобы дети играли вместе с вами в одну игру, каждый на своем уровне. Так вы решите сразу много задач: и внимание каждому, и развитие, и опыт совместных игр под вашим чутким руководством.
Это может быть любое творчество: оба рисуют, лепят, клеят, каждый – свое, в соответствии с интересами (следите, чтобы каждому хватило расходных материалов, их лучше разделить заранее, а потом при необходимости меняться). Игра с конструктором: старший делает сложные постройки, младший пытается соединять выделенные ему детали (тоже важно заранее оговорить, кому сколько деталей). Домашний кукольный театр: старший играет за кого-то из героев, младший, например, зритель. Или исполнитель особой эпизодической роли. Сюжетные игры: чаепитие с куклами, магазин, во врача – очень удачно при умелом дирижере-маме становятся играми с разным уровнем сложности. Всевозможные игры на мелкую моторику: пересыпание круп, рисование по манке и пр – тоже будут интересны и совсем малышам, и деткам постарше.
Четвертое. Почаще веселитесь: балуйтесь, беситесь, дурачьтесь все вместе! Можно просто кидаться подушками, если вы считает это возможным, можно играть шутовскую роль: искать спрятавшихся детей, заглядывая в нелепые места и вызывая их хохот или пытаться их поймать, а они такие хитрые, ловкие, все время ускользают от вас. Корчить рожи… Что угодно, куда ваша фантазия вас приведет, главное, чтобы это вызывало хохот.
И вот такой совместный хохот необыкновенно сближает, улучшает отношения и снимает напряжение между детьми и между вами и детьми. А также поднимает настроение и положительно влияет на иммунитет. И я вам очень рекомендую целенаправленно практиковать этот нехитрый способ ежедневно - смешить ваших детей и хохотать вместе с ними.
Также очень бывает приятно и полезно поваляться вместе с детьми. Приобнять одного ребенка, приобнять другого, и так поваляться — пообниматься. Может, что-то такое им тихо рассказывая. Это все очень просто и доступно и, поверьте, очень эффективно.
Пятое. Найдите возможность проводить время с каждым ребенком наедине. Хотя бы полчаса в день. Или даже меньше. Тут важно не сколько, а как. Посвятите это время только ребенку. Подарите ему безраздельное внимание. Безраздельное – как это?
Это когда мама занимается только им, не отвлекаясь на общение с другими членами семьи, не делая параллельно хозяйственные дела, не глядя одним глазом в телевизор, не болтая по телефону. И не составляя в голове список завтрашних покупок. Только играет с ребенком в интересную ЕМУ игру (а не подсовывает, например, особо «умную» игрушку), следует за ее сюжетом, ее скоростью. Принимает роль ведомого и просто общается с малышом на его волне. Без воспитательных и развивающих задач. С одной задачей – побыть вместе, по-настоящему.
Для мамы двоих малышей трудность больше даже не в том, чтобы подавить в себе желание проверить электронную почту или помыть зааодно посуду. А в том, чтобы найти эту возможность физически, ведь ребенка у нее два. И мама может заниматься одним, когда второй либо спит, либо находится с другим взрослым. Если режимы детей еще не совпадают, то, конечно, можно (и нужно) уделять безраздельное внимание одному ребенку, когда второй спит. И наоборот. А если дети спят в одно время, остается только договариваться о помощи с мужем или другими родственниками.
На мой взгляд, важна не столько продолжительность этого общения, сколько регулярность. В идеале, в распорядке дня должно быть такое время для каждого ребенка (пусть хоть 15 минут), когда мама будет играть только с ним и так, как он хочет. Даже по 15 минут на ребенка – не так просто организовать, как может показаться. И все же нужно приложить все усилия, чтобы включить это время в ежедневную жизнь. Например, вечером папа идет со старшим ребенком в магазин (в гараж, гулять с собакой), а мама безраздельно принадлежит младшему. Младший ложится спать пораньше, и мама уделяет все внимание старшему.
Во всяком случае, когда вы остаетесь одна с одним из детей, проведите это время именно так, как описано выше, не упускайте возможность.
Шестое. Не бойтесь уделять одному из детей больше внимания, если он действительно сейчас в нем больше нуждается. Если один из детей недомогает, готовится к важному событию (выступление в садике, например), просто «вышел из берегов» (явно рассержен или расстроен) — побудьте с ним подольше. При этом следите, во-первых, чтобы это не был все время один и тот же ребенок. А во-вторых, старайтесь не подкреплять своим вниманием нежелательное поведение: капризы, истерики, нытье, чтобы не провоцировать детей на манипуляции.
Седьмое. Не забывайте уделять внимание себе! Иначе вам нечего будет отдать детям.